5 простых способов снять «писательский блок» — хитрые советы

16 необычных способов преодолеть писательский блок

5 простых способов снять «писательский блок» - хитрые советы

Позвольте догадаться.

Вы сидите за компьютером, и на вас смотрит абсолютно белый, еще не тронутый лист «Ворда»? Ваш мозг устал и просит сжалиться над ним, но вы продолжаете свою пытку? Вы во весь голос зовете Музу, но она либо оглохла, либо намеренно вас игнорирует?

Все ясно. У вас писательский блок…

Вино, сигареты, скомканный на удачу листочек – ничего не помогает…

И не поможет. Также, как и сон, частые перерывы на отдых и прогулки на свежем воздухе. Все эти способы подходят лишь для того, чтобы развеять скуку. С отсутствием вдохновения нужно бороться совершенно по-другому.

Ведь что такое по сути писательский блок? Это состояние замкнутости. И чтобы выйти из него, нужно себя раскрепостить, почувствовать свободным, немножко сойти с ума.

Этим мы сегодня и будем с вами заниматься.

1. Поговорите с воображаемым другом

Представьте, что у вас есть друг, и он настоящий фанат вашего блога. Он любит все ваши статьи и поддерживает вас в любых начинаниях. Придумайте ему имя (моего, например, зовут Арнольд), найдите его фотографию и прикрепите на стену перед вашим рабочим столом.

Арнольд одобряет все, что я делаю

А теперь, как только вы это сделали, начните с ним разговаривать. Поведайте ему о том, что вас волнует, о чем вы мечтаете и чего хотите добиться на работе.

После этого обсудите с ним вашу статью.

О чем она? Чему она научит ваших читателей? И что вы вообще думаете по этому поводу? После того как озвучите свои мысли вслух, а ваш друг их благодарно выслушает, постарайтесь перенести сказанное на бумагу.

2. Выругайтесь как сапожник

Вас что-то беспокоит? Отпустите это чувство. Выругайтесь хорошенько. Разозлитесь. Выплесните эмоции. Напишите о том, что вас волнует и не стесняйтесь употреблять крепкие выражения.

Ведь смысл блоггинга не в том, чтобы выбирать правильные слова, а в том, чтобы вызывать у аудитории эмоции. Вдохновлять ее. Конечно, вам придется сильно отредактировать ваш первый черновик, а, возможно, и вовсе основательно его переделать, но это не суть.

Убрать ошибки из эмоционально сильного текста можно легко, а вот добавить эмоций в «плоский» текст уже вряд ли получится.

3. Поменяйте текстовый редактор

Смотрите на экран и не можете выдавить из себя ничего путного? Попробуйте поменять текстовый редактор. Вместо привычного Microsoft Word начните использовать Evernote. Или сразу создайте новый пост в своей CSS и пишите прямо там.

Попробуйте поменять шрифт (например, вместо Callibri – Times New Roman), цвет шрифта (черный на синий) или его размер (11 на 14). Этот совет может показаться вам глупым с первого взгляда, но я вам очень рекомендую его попробовать.

Вы удивитесь, как быстро эти мелкие изменения вызовут у вас новую волну интереса к творческому процессу.

4. Отправьтесь в короткое путешествие

Скучаете по своей семье? Давно хотите встретиться со своим старым другом? Так сделайте это! Автобус, поезд, самолет – выбирайте, что хотите, только не садитесь за руль. А время, проведенное в дороге, потратьте на написание статьи. Не останавливайтесь, пока не прибудете в место назначения. Вместо планшета, используйте простую бумагу.

Главное, не выбирайте плацкарт…

5. Перестаньте писать для своих читателей

Учитывать потребности целевой аудитории и писать о том, что им интересно, – важно и правильно. Но иногда от этой практики нужно отходить.

Если вы испытываете сильный писательский блок, лучше попробовать написать о чем-то, что вам интересно вместо того, чтобы подстраиваться под читателей. При этом неважно, соответствует ли тема вашего поста тематике блога.

Просто выплесните ее, вытащите из своей груди. Поверьте, вам станет легче. Да и пользователям наверняка понравится ваш бурный эмоциональный всплеск.

6. Прекратите следовать плану

Всем известно, что заранее составленный план статьи может значительно ускорить процесс ее написания. Да, это так. Но он также может высосать из него и всю радость.

Так что, если вы чувствуете, что застряли на каком-то пункте плана, прекращайте следовать ему! Пишите первое, что придет в голову.

Кто знает, может, ваша сумасшедшая спонтанная мысль станет основой для великолепной и необычной статьи.

7. Попробуйте писать в другое время

Мы постоянно слышим о том, как важно сформировать у себя привычку писать в одно и то же время. Стивен Кинг писал по расписанию, Харуки Мураками и многие другие.

Четкий установленный режим обычно полезен для творчества. Но что делать, если ваш писательский процесс ассоциируется с недостатком вдохновения, прокрастинацией и отчаянием? А вот здесь нужно от режима отказаться.

Попробуйте писать в другое время. Не бойтесь экспериментировать.

8. Помойте посуду

Вас когда-нибудь осеняла великолепная идея, пока вы принимали душ? Могу поспорить, да. Ведь наш мозг устроен таким образом, что ему легче выдать хорошую идею только после того, как он расслабился. Концентрация на проблеме не работает.

Если вас не устраивает вариант с душем или вам просто жалко тратить воду по десять раз на дню, попробуйте другие занятия: помойте посуду, приберитесь в комнате или постирайте белье.

Ваша главная цель – расслабиться (умственно), и тогда идеи сами повалят в вашу голову.

Не мешайте, человек занимается творчеством

9. Ходите по комнате

Сделали все домашние дела? Или вам просто неохота ими заниматься? Тогда попробуйте другой метод – начните ходить комнате. Кажется глупым, но это действительно работает. Не зря все великие писатели и ученые постоянно этим занимались. Вот и вы попробуйте. Возьмите диктофон и начните наговаривать то, что приходит вам в голову. Потом перепишите на бумагу.

10. Пересмотрите свои фотографии

Откройте свои старые фотоальбомы или папки с фото на компьютере и пересмотрите их. Вспомните забавные случаи, которые с вами происходили, и поделитесь ими с читателями. Подумайте, каким урокам вы научились за свою жизнь, и кто вас вдохновил на самые смелые и замечательные поступки. Если вы поделитесь данной информацией со своими пользователями, им будет очень приятно.

11. Перестаньте думать об ошибках

Если вы будете пытаться написать идеальный пост, вы никогда не сдвинетесь с места. Не старайтесь быть идеальными! Примите тот факт, что ваш первый черновик будет ужасным. Просто пишите. Пишите быстро. Пишите то, что у вас на уме. Без всяких преобразований. Отредактируете потом.

12. Начните с середины

Будучи профессиональным блоггером или копирайтером, вы знаете, как важно написать яркое вступление. Такое, которое заинтригует пользователей и заставит их прочитать весь пост. Однако не нужно стремиться сделать это в первую очередь. Это может сильно сбить ваш темп и резвость. Оставьте вступление на потом. Начните с середины. Вы же слышали уже об этом совете, так почему не следуете ему?

13. Перечитайте свои самые выдающиеся посты

Чувствуете себя подавленным? Потеряли уверенность в себе и в способности писать офигенные материалы? Ничего страшного, со всеми такое случается.

Вместо того чтобы корить себя за неспособность выдать что-то вменяемое, вспомните свои самые лучшие посты. Найдите и внимательно перечитайте их. Теперь вы видите, насколько вы круты? Талант никуда не исчез.

Он по-прежнему сидит внутри вас. Просто нужно об этом почаще вспоминать.

14. Послушайте шум прибоя

Какой звук вы считаете самым расслабляющим? Звук дождя? Прибоя? Костра? Найдите в интернете запись звука, который вам больше всего нравится, и включите ее во время пятиминутного отдыха. Для этого можно воспользоваться одним из двух сервисов: rain.simplynoise и calmsound.

На небе только и разговоров, что о море и о закате…

15. Научитесь заимствовать чужие идеи и делать из них свои

Навязчивая идея о том, чтобы быть не таким как все, выдавать всегда что-то исключительно новое и оригинальное, также является причиной возникновения писательского блока.

Научитесь заимствовать чужие идеи и преобразовывать их в свои собственные. Читайте разные материалы, смешивайте идеи разных людей, добавляйте что-то свое.

Как сказал Остин Клеон: «Все творчество основано на чем-то, что было создано раньше.»

16. Ставьте себе сложные цели

Написание статей превратилось для вас в скуку? Придумайте себе необычную цель, и оно снова доставит вам удовольствие. Например:

  • Употребить в тексте новую метафору. Или употребить такую метафору, которая будет связана с определенной темой (спорт, кино, кулинария и т.д.).
  • Определить средний объем ваших постов и написать на 20% меньше.
  • Применить аллитерацию, рифму или ономатопею и т.д.

Заставьте свой мозг работать, и вы получите невероятное удовольствие.

Вся правда о писательском блоке

Написание материалов для блога – тяжелая работа. В этом нет никаких сомнений. Но писательский блок может сделать ее еще тяжелей. Не мучайте свой мозг и тело.

Постарайтесь получать удовольствие от этого занятия. Экспериментируйте. Найдите то, что подходит именно вам. Пишите, когда захочется. И не бойтесь показаться сумасшедшим.

Ведь как сказал Чеширский Кот: «Ничего не поделаешь. Все мы здесь не в своем уме.»

Адаптация материала 27 Wacky Ways to Beat Writer’s Block.

16-neobychnykh-sposobov-preodolet-pisatelskiy-blok

Источник: https://TexTerra.ru/blog/16-neobychnykh-sposobov-preodolet-pisatelskiy-blok.html

Самый простой способ снять писательский блок — Моноклер

Недавно писатель и редактор популярного интернет-издания Inc.com Джеффри Джеймс поделился со своими читателями «простым сумасбродным хаком, позволяющим стать более креативным». По словам Джеффри, он практиковал этот трюк в течение десятилетий и неоднократно убеждался в его эффективности. Способ действительно очень прост, и для его описания редактору понадобилось несколько предложений:

Её идея состоит в том, что когда человек находится в сонном состоянии, граница между его сознанием и подсознанием начинает размываться, что позволяет сознанию черпать творческие идеи в подсознании, той части мозга, где обитают наши фантазии. По словам Джеффри Джеймса, сначала он был настроен скептически, но когда испытал эту технику, у него полностью исчез писательский блок. Даже сейчас, по его признанию, некоторые из своих лучших работ он пишет в момент засыпания.

Источник: Flickr.com.

Самое интересное, что стали появляться научные доказательства действенности этого метода — и не только для писателей, но и для людей, которым необходимо решать любые творческие задачи.

Так, недавно в The Atlantic вышла статья с описанием эксперимента, проведённого профессором психологии университета Альбиона Великобритании Марейк Вайес (Mareike Wieth).

Она предложила 428 студентам решить несколько задач разного типа.

Одни задачи были более аналитическими, как, например, эта:

Отец Боба в 3 раза старше Боба.Они оба родились в октябре. 4 года назад отец был старше Боба в 4 раза. Сколько лет Бобу и его отцу?

Другие задачи имели творческих характер, и для их решения требовалась смекалка и тот самый “ага-момент!”. Вот одна из них:

Коллекционеру античных монет предложили купить красивую бронзовую монету. На одной стороне монеты была изображена голова императора, на другой стороне указана дата 544 г. до н.э. Коллекционер осмотрел монету и вместо того, чтобы купить её, вызвал полицию.

Читайте также:  Apple представила новый mac mini - хитрые советы

Чтобы определить, влияют ли биологические часы на решение разного рода задач, студентам предлагалось выполнить задания в разное время дня.

Результаты оказались весьма интересными. Во-первых, психолог выяснила, что люди решают аналитические задачи с одинаковой скоростью и точностью, вне зависимости от своего состояния (бодрости или сонливости).

Но поражает другое: в ходе эксперимента стало ясно, что большинство людей с лёгкостью решают творческие задачи, требующие понимания сути, в момент усталости или желания поспать.

Психолог Вайес так комментирует возможные причины феномена:

Вот так оказалось, что Клаузер была права: сонливое состояние или усталость делают нас более творческими.

Возможно, этот факт объясняет, почему лучшие идеи в мозговых штурмах, как правило, приходят в конце сессии, когда все уже утомились и эмоционально выгорели.

А может быть, по той же причине мы иногда просыпаемся посреди ночи с готовым решением проблемы, с которой не могли справиться ранее.

Вот вам и неожиданно простой хак для решения творческих задач: не пытйтесь решить их утром, когда вы сияете бодростью и свежестью и находитесь в полном сознании, оставляйте весь креатив на вечер, когда силы немного покинут вас и всем вашим существом начнёт завладевать ваше тёмное и всезнающее подсознание. По крайней мере, попробуйте. Продуктивной вам недели!

Источник: https://monocler.ru/prostoy-bezumnyiy-hak-kotoryiy-sdelaet-vas-bolee-kreativnyimi/

Ни строчки в голове: как преодолеть писательский блок и прокрастинацию

Олеся Ахмеджанова

Писательский блок — это проклятие журналистов, копирайтеров, редакторов и писателей. Каждый автор испытывал муки литературного бессилия, когда в голове отказывались складываться строчки.

Журналист и писатель Николай Кононов в своей книге «Автор, ножницы, бумага» признаётся, что вообще не любит писать.

«Нет ничего хуже многочасового высиживания вдохновения, то есть прокрастинации, веб-серфинга, переключения на другие дела и финального разочарования от куцых трех абзацев».

Писать трудно. Это требует сосредоточения и настроя. Как только мы садимся за клавиатуру, начинаются проблемы. Внутренний голос шепчет: «Я должен писать гениально или никак». Голова забита тревожными мыслями и фобиями. А всё потому, что мозг нужно тренировать.

Подготовка к письму

Исключите внешние источники прокрастинации: отключите интернет, радио, уберите журнал или книгу. Не лезьте в социальные сети! Заприте дверь и пишите.

Тренировка 1: «Пишите как думаете»

После того как вы проделали подготовительную работу над статьёй и собрали гору фактов, вам нужно забыть об этом. Представьте, что вы судья, и в ваших руках молоток. Вы взлетели над историей, беспристрастно оценили её и поняли, о чём она на самом деле.

Теперь нужно дать мозгу совершить простую работу: отобрать самое интересное по каждому пункту плана и записать это в тех выражениях, которые пришли вам на ум. Без купюр и олитературивания. Пишите как думаете. Не останавливайте «поток сознания». Пусть текст сначала покажется вам некрасивым, «непричёсанным»: не страшно.

Он заживёт своей жизнью, и его останется лишь отредактировать.

Тренировка 2: «Рассказывайте вслух»

Все мы рассказываем истории по-своему. Соединяем слова, образы смыслы, вырабатываем свой стиль или, другими словами, нарратив. Самый верный способ нащупать нарратив — рассказывать вслух.

Возьмите лучшего друга или родственника, включите диктофон и начните пересказывать сюжет вашей статьи, книги или речь для аудитории слушателей. Удачные куски вставьте в текст.

Чтобы не тратить время, установите программу для распознавания речи (например, Real Speaker).

Идея этого способа проста: научиться рассуждать по-своему, без использования штампов и канцеляризмов, которые обычно лезут в голову. Со временем вы научитесь формулировать оригинально — всегда, а не раз в день.

Источник

Тренировка 3: «Слушайте голос в вашей голове»

Звучит нелепо, но это так. Если вы слишком быстро говорите и медленно пишете, идеальный вариант — записывать за голосом, который звучит в голове.

Да, сначала вам покажется, что автор похож на безумца, которому внутренний голос отдаёт приказы. Но после постоянных тренировок этот голос начинает работать на вас. Вы научитесь ярко формулировать текст для выступления на публике, общения с бюрократами и для решения других жизненных проблем.

Тренировка 4: «Установите лимит»

Секрет этого способа заключается в том, чтобы заранее определить, сколько тысяч знаков вам нужно написать сегодня. И начать писать сколько угодно скучно, но следуя подробному плану. Без литературной обработки. Через силу. Удивительно, но это занятие само по себе подводит электроды к мозгу: через какое-то время он заискрит. Главное — перетерпеть.

Источник

Николай Кононов рассказывает о том, как однажды он готовился выступать на конференции Media Makers и наговорил сначала такой текст, который был понятен только ему. И это нормально: такая «рыба» (заготовка) упрощает работу. Николай превратил простой текст в логичный план с примерами и отсылками к презентации.

Другие привычные способы — пойти погулять, подумать или перенести написание статьи на вечер — дорога в никуда. Хотя вы можете побегать перед тем, как сядете за стол: физическая активность стимулирует мышление.

Но самое важное средство в борьбе с прокрастинацией и писательскими блоками — ваш мозг. Он лучший редактор и генератор текста. Вы вовсе не обязаны хотеть писать текст каждый день.

Но если вы научитесь настраивать себя на работу, вы будет писать каждый день.

По материалам книги «Автор, ножницы, бумага»

Картинка: Источник

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/07/03/ni-strochki-v-golove-kak-preodolet-pisatelskij-blok-i-prokrastinaciyu/

Литературная мастерская: Снимаем писательские блоки — Журнал «Чтение детям»

Как снять писательский блок

Вообще-то многие руководства, посвященные писательскому мастерству, рекомендуют писателю (неважно, начинающему или уже состоявшемуся), вести дневник. Но не просто дневник событий, в котором в хронологическом порядке вы описываете, что случилось за день, а ваши размышления: о прочитанной книге, о произошедших событиях, о вашем прошлом и настоящем и т.д.

Если по какой-то причине вести дневник у вас не получается, попробуйте выполнять следующие короткие упражнения. Их прелесть заключается в том, что на выполнение вы потратите времени не слишком много, выполнять их можно в любом порядке и в любой комбинации, и возвращаться к ним так часто, как вы сами захотите.

Упражнение 1. «Фрирайтинг»

Ход работы

Выберите какую-либо тему, которая для вас важна или, по крайней мере, имеет какое-то значение, интересна («Школа», «Дети» и т.п.). Вы можете писать о прошлом, настоящем или будущем. Можно выбрать в качестве темы своих друзей или членов семьи, публичную персону и т.д.

Начните излагать свои мысли на бумаге (или на любом удобном вам носителе) вначале фокусируясь на выбранной теме, а затем позвольте своим размышлениям и чувствам завести вас так далеко, как возможно.

Зачем нужно

Фокусирование на какой-то теме позволяет, во-первых, лучше её понять, а, во-вторых, позволяет проработать ваши скрытые эмоции и чувства, что очень полезно для писателя.

Упражнение 2. «Путешествие»

Ход работы 

Представьте себя в каком-нибудь приятном, а может быть, и не совсем приятном месте (в зависимости от задачи, которую вы перед собой ставите). Например, пляж с белым песком или школьный класс, или мифический лес и т.п.

Постарайтесь представить себе это место во всех подробностях и просто опишите всё, что представите: обстановку, запахи, окружающую температуру воздуха и т.д.

Даже если сразу всё это представить не получается, просто начните описание, постоянно задавая себе наводящие вопросы: «А какого цвета море?», » А во что одет король эльфов?», «Что я сейчас чувствую, когда стою на речной гальке босиком?» и т.д.

Если хотите, можете добавить к записям рисунки (талант рисовальщика вовсе здесь не обязателен).

Зачем нужно

Представляя себе новое пространство вы создаёте новый мир, и овладеваете одним из самых главных навыков писателя.

Упражнение 3. «Наблюдатель»

Ход работы 

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части необходимо описать эпизод из своей жизни, но от третьего лица (используя местоимения «он»/»она»). Во второй части упражнения вам нужно будет выбрать какое-нибудь событие, которое произошло с другим человеком, и описать его от собственного имени.

Зачем нужно

Пробуя себя в качестве наблюдателя, вы учитесь понимать других людей и выстраивать их внутренний мир. 

Упражнение 4. «Счастье»

Ход работы 

Попытайтесь расслабиться и настройтесь на позитивный лад. Вспомните какое-нибудь приятное событие из своей жизни. это может быть всё, что угодно: совсем детское воспоминание о своём дне рождения, поездка всей семьей и т.п. и опишите всё, что представили.

Это может быть не так просто, как кажется! Поэтому, когда вы будете выполнять это упражнение, попробуйте пережить ещё раз все свои «тогдашние» эмоции: улыбайтесь, смейтесь. Вы даже можете немного расчувствоваться — ну и пусть! 

Зачем нужно

Помимо того, что вы учитесь описывать свои эмоции, это упражнение — мощный позитивный заряд, ваша батарейка. Перечитывайте время от времени результаты этого упражнения, и вы увидите и почувствуете прилив творческого вдохновения.

Упражнение 5. «Список»

Ход работы 

Составьте список тех вещей, которые вам по-настоящему хочется сделать. Да, список может получиться длинным, но так интересно возвратиться к нему через полгода или год, чтобы понять, насколько актуальны те или иные вещи для вас. Например, фрагмент такого списка может выглядеть следующим образом: 

  • написать серию коротких рассказов
  • научиться плавать
  • еженедельно дополнительно заниматься английским
  • стать более дружелюбным и открытым
  • изучить каллиграфию и т.п.

Зачем нужно 

Составление списков учит фокусироваться на своих настоящих потребностях и ставить цели. Это упражнение — первый шаг к процессу планирования. А для писателя умение составить хороши план произведение — очень полезный навык.

Приятного и полезного времяпровождения 🙂

Источник: http://readchildren.ru/fb/blog/literaturnaya-masterskaya-snimaem-pisatelskie-bloki/

Как бороться с писательским блоком

Работа над книгами, сценариями, статьями — очень увлекательное занятие. Однако иногда у писателей случается ступор, преодолеть который никак не выходит. Про писательский блок и борьбу с ним написано немало книг.

Многие авторы подобный непреодолимый ступор отрицают и говорят, что это простая лень, поэтому их основной совет — вырабатывать привычку садиться и писать ежедневно, продираясь через собственные страхи. Ждать вдохновения слишком затратно, поэтому они призывают писать независимо от ощущений, которые держат подальше от собственного файла с книгой.

В принципе, это верный совет, потому что ожидание вдохновения, в котором ты якобы создаешь восхитительные, неповторимые строки, неэффективно. Да и со страхами необходимо бороться. Одна книга так и называется: Feel the fear and do it anyway. Я не думаю, что внутри содержится что-то более полезное, чем сам заголовок. Отличный заголовок, кстати.

Однако большинство советчиков выглядят при этом, словно тренеры, призывающие «поверить в себя». Это редко работает на взрослых, циничных людях, которые предпочтут залить невозможность писать хорошим виски. Не знаю, как вам, а мне сразу хочется послать таких советчиков нахер.

Постепенно я пришла к выводу, что существует несколько типов писательского блока, и способы борьбы с ними различны. Я говорю о себе, поэтому у других людей ситуация легко может выглядеть иначе.

Первая причина блока — иррациональный страх перед текстом, вызванный ненужным, мешающим перфекционизмом или какими-то личными психологическими причинами. Т.е. ты написал пару глав, был крайне доволен собой, но затем настроение меняется, появляется страх неудачи.

Ты не можешь заставить себя открыть текст потому, что боишься увидеть, как ужасно написанное, ведь ты планировал сделать текст совершенным. Это нежелание так сильно, что полностью блокирует работу до тех пор, пока не наберешься смелости, не откроешь книгу и не поймешь, что страхи были напрасны.

Могу привести пример: заканчивая последнюю книгу, я никак не могла написать завершение, потому что надо мной стало довлеть ощущение невыносимой важности этого момента. Я отлично знала, чем все закончится. Но чем больше ощущалась важность, тем меньше я была способна писать, пока работа совсем не остановилась.

Все написанное стало казаться плоским и бессмысленным. В таких случаях совет «Feel the fear — and do it anyway» вполне подходит. В итоге я переименовала финальную главу с напыщенным названием в «Хер, говно и муравей» — и работа сразу возобновилась, вернулась легкость и интерес к происходящему, т.к.

Читайте также:  Лето очкарика: очки vs линзы - хитрые советы

лишний пафос был сбит. Дописав, я переименовала все обратно, дело было сделано.

Если писательский блок порожден страхом, мозг изобретает массу способов избежать встречи с ужасным. Иногда файл открыть просто физически невозможно, его не хочется открывать — хоть ты тресни.

Это иррациональные реакции, которые уходят, когда текст все-таки открыт и прочитан.

В подавляющем большинстве случаев он оказывается вполне пристойным, а если он неудачен, видны направления редактирования.

Вторая причина блока — затор, возникающий во время разработки интриги, мотиваций героев и проч. Т.е. ситуация, когда ты придумал отличную развязку, но не можешь к ней удачно подвести, или когда создал отменную концепцию, но не можешь выбрать способ внедрения ее в текст.

Или когда вдруг остановился в середине, совершенно не понимая, что будет происходить дальше. Здесь причины остановки рациональны — ты должен решить определенные задачи, провести штурм, но для этого либо не хватает материала — и его нужно набрать, либо лень не дает детально все продумать.

Третья причина — это нелюбовь к рутинным операциям. Скажем, ты продумал костяк, набросал узловые точки или (в случае статьи) собрал материалы, сформулировал тему. Остается только последний этап — взять и написать, но это зачастую так скучно =) Ведь ты сам уже все знаешь! Никаких сюрпризов.

Во всех этих случаях нужно садиться — и просто начинать работать, задавать вопросы, пробовать, даже дурачиться в черновиках.

Четвертый вариант — это ситуация, когда ты не способен из себя ничего выдавить. Ты садишься, открываешь файл — и понимаешь, что тебе нечего сказать. Что в голове полная пустота, как бы ты ни старался. Именно эту ситуацию любят обыгрывать в фильмах про писателей.

Это может происходить потому, что человеку нужны новые идеи, а значит перерыв вполне закономерен. Развивать бешеную деятельность в таких ситуациях нужно далеко не всегда, лучше сменить род занятий на некоторое время.

Большинство советчиков люто ненавидят писательский блок и стремятся от него избавиться, как пуритане, ненавидящие любой простой в работе.

Но такого рода «молчание» может быть сигналом того, что ход событий в книге развивается неудовлетворительно для писателя или писатель недостаточно честен с самим собой, поэтому там, где рациональный голос говорит писать, подсознание удерживает от продолжения. Вот и мой любимый писатель Орсон Скотт Кард говорит о том же.

Со мной подобная ситуация случилась, когда я кратковременно постаралась удовлетворить воображаемых «читателей» вместо того, чтобы писать ради удовольствия, как я это делаю обычно.

Сюжет потерял остроту, мне перестало быть интересно — и работа остановилась до тех пор, пока я не поняла причину.

В таких случаях нужно не бороться, порождая тонны ахинеи, а как следует поразмыслить над тем, зачем вообще было начато произведение, какие идеи хотелось выразить, что вообще в исходной задумке было настолько важным, что писатель за нее взялся.

Вернуться в невинность, в то, что зажгло, когда работа была только начата. Часто труд над текстами идет годами, и забыть, утерять этот огонь можно достаточно легко. Иногда авторы успевают сменить по несколько концепций и, упорядочивая интригу, забывают, в чем был фан.

Изучая вопрос, прочитала небольшую книжку К.М. Виланд. Это автор, сделавшая себе имя на книгах о том, как писать книги, при малой известности собственных самостоятельных работ, эдакий «коуч», которых на Западе довольно много.

Если вы фанат схем в духе «как сделать ваше произведение замечательным с помощью трехчастной структуры» (eww) и «как писать характеры запоминающихся злодеев», то можете посетить ее сайт, переполненный всевозможными инструкциями такого рода.

Я не фанат подобных вещей, однако писательский ступор мне знаком, и я не люблю пустую трату времени на иррациональные задержки. Поэтому было интересно, что делают другие писатели в подобных случаях.

В своей книжке «Как побороть писательский блок» Виланд предлагает несколько остроумных способов обходить прямолинейный ступор при работе над книгами. Мне понравилась идея «надуривания» себя самого с помощью игр. Привожу беглый перевод куска из книги:

«Хитрости для прорыва блока:
1. Просто начните печатать.
Писательский блок кормится инерцией. Если ваши пальцы двигаются — даже если вы пишете полное дерьмо — вы на шаг ближе к тому, чтобы выиграть эту битву.

2. Возьмите с полки книгу, откройте на любой странице, выберите случайную строку — и используйте ее как следующую фразу в вашей книге.
После вы можете ее изменить, но прямо сейчас просто сфокусируйтесь на том, чтобы преодолеть ступор.

3. Напишите себе письмо.
Представьте, что вы автор бестселлеров, который знаком со всеми хитростями профессии.

А теперь напишите этому крутому автору письмо, в котором изложите все ваши проблемы, которые удерживают от написания текста. Этого самого по себе может быть достаточно, чтобы заставить вас логически поразмыслить о дырах в сюжете.

Если нет, то смените роли и напишите письмо от лица Известного Писателя с рекомендациями, что делать.

4. Введите внезапный поворот сюжета
Убейте главного персонажа, впишите в сюжет черную дыру и т.д. Даже если в этом нет вообще никакого смысла, просто возьмите — и напишите что-то совершенно неуместное и неожиданное. Начав двигаться, вы с большей вероятностью останетесь в движении — и придумаете какую-нибудь убийственно хорошую идею.

5. Возьмите паузу
Иногда писательский блок — не следствие лени, а следствие выгорания. Если так, то вместо того, чтобы сходить с ума о том, что вы не пишете, отправьте воображение в отпуск. Вы поразитесь тому, на что способно ваше подсознание, пока вы заняты другими делами.


6. Разрешите себе нарушать правила.

Помните правила создания книг, о которых я постоянно говорю? Возможно, вы слишком увлечены тем, чтобы учесть каждый момент построения романа, учесть все нюансы. Позвольте себе писать так, как хочется, не оглядываясь на правила.

Другие варианты действий:- задайте тон происходящему в сцене, описав окружение;- начните с диалога.

позвольте персонажам общаться или даже поспорить;- попробуйте подать происходящее с другой точки зрения (с точки зрения другого персонажа);- введите нового персонажа;- узнайте, о чем думает ваш персонаж в этот момент;- добавьте действия: чем персонаж занят?- сфокусируйтесь на чувствах: что персонаж видит/к чему прикасается/что ест/обоняет/?

— дайте персонажу новую цель. если он реагировал на что-то в течение сцены, позвольте ему совершить действия. если он уверен, что все под контролем, заставьте его что-то ощутить.

Игнорируйте внутреннего редактора и просто начинайте писать. Откройте возможности, которые предоставляются введением новых элементов. Возможно, вы не сможете использовать эти материалы в финальной версии, но самое главное — вы продвинетесь дальше раздражающего абзаца.»

Хитрости 1, 2 и 4 для меня тоже работают, потому что они практические, а не абстрактные. Иногда действительно нужно заставить себя сесть — и дело идет, хотя до этого казалось, что написать невозможно ни одного слова. Что касается использования бредовых фраз для начала, то это часто неплохо срабатывает.

Например, если вы не можете начать новую главу, можете попробовать написать какую-нибудь безумную чушь, где ваш герой курит анашу с инопланетянами или, не знаю, занимается сексом с президентом. Глядя на дурно написанный текст, я сразу хочу исправить его и сделать, как следует.

Возможно, это сработает и для вас. Что касается практических моментов, то иногда смена угла зрения действительно помогает. Помню, я несколько недель не могла доделать главу, потому что мне надоело описывать трансформацию главного героя.

Когда мне пришла в голову мысль показать его глазами другого персонажа, дело сдвинулось с мертвой точки.

Также Виланд описывает несколько полезных привычек, которые уменьшают вероятность появления писательского блока, но это очень индивидуально. Вот что она говорит:

«Привычка 1. Задавайте вопросы.
Первое, что я делаю, когда сталкиваюсь со снижением скорости написания истории, — задаю вопросы. Правило пяти вопросов для журналистов («Кто? Что? Где? Почему? Когда?») неплохо себя показывает и для писателей, особенно «Почему?» и «Что, если?».

Если мой мозг окончательно отказывается работать, я начинаю задавать и отвечать на эти вопросы на бумаге. В структурировании на бумаге есть что-то, что позволяет сосредоточиться. У меня таким структурированием заполнены целые блокноты, особенно на стадии планирования романа. Этот процесс меня никогда не подводил.

Если вы будете спрашивать себя о разных вещах в книге достаточно долго, вы найдете ответы.

Привычка 2. Остановитесь на самом интересном
Эрнест Хемингуэй любил остановить работу над текстом в самом ее разгаре. Останавливая себя на середине отличной мысли — иногда даже в середине предложения — он оставлял для себя точку входа в текст на следующий день. Вместо того, чтобы бродить, тратят время на поиск вдохновения, он мог просто продолжить с того места, где остановился.

Привычка 3. Осуществляйте мозговой штурм заранее
Сесть за компьютер только ради того, чтобы понять, что вы понятия не имеете, о чем писать, не очень крутое чувство. Так что не оставляйте сложные проблемы сюжета на завтра.

Вместо этого нужно стараться проработать проблемы между сессиями написания текста.

Используя логический подход, можно выявить потенциальные проблемы и в целом сформировать план нападения заранее, чтобы не тратить время на лишние раздумья, сидя перед белым листом.

Привычка 4. Пишите регулярно.
Вдохновение чаще приходит тогда, когда вы работаете регулярно. Приучите себя садиться за текст ежедневно в течение определенного количества времени. Относитесь к этому как к работе и не позволяйте себе отлынивать. «

Последний совет вы будете видеть очень часто. Некоторые даже сразу скажут вам — если вы не справляетесь с регулярной писательской практикой, это просто не ваше.

Профессиональный писатель должен уметь себя заставлять — вот основной посыл таких предписаний.

Быть может, написанный текст не будет поражать воображение, но он будет достигать определенной планки качества, которой достаточно для продвижения вперед по тексту.

У меня очень смешанные чувства по отношению к этому указанию. Я, скажем прямо, не из самых быстрых и продуктивных писателей, но при этом я и не думаю бросать. Мой самый быстрый результат — это 1 — 1.5 года для книги. И мне это кажется нормальным.

Если вы планируете зарабатывать написанием популярных серий романов, где требуется регулярность, то выработать привычку писать в любых условиях действительно придется. Зарабатывать писательским трудом — адское занятие.

Читайте также:  Покупайте софт дешевле и смотрите тв и интернете - хитрые советы

Если же вам больше интересны штучные работы, не вижу смысла заставлять себя, ведь это может вызвать прямо противоположную реакцию, если у вас строптивый, горячий характер. Например, если меня заставляют что-то делать, я немедленно это саботирую в самой отвязной манере.

Однако стараться делать сессии написания текста более регулярными, конечно, стоит. Я бы порекомендовала несколько раз в неделю как минимум.

Что еще помогает преодолевать писательский блок? Мне иногда помогает изоляция от контекста. Т.е. работа над файлом книги настраивает на определенную последовательность, она может давить. Тогда я открываю пустой лист http://www.zenpen.

io/ — и просто пишу кусок из будущего книги, какую-то сцену или зарисовку, абзац, которые в дальнейшем можно использовать. Часто от таких вырванных из контекста отрывков получались отличные начала для глав или поистине славные задумки.

Последовательность написания вообще усиливает вероятность писательского блока, поэтому если у вас есть четкое понимание происходящего в книге, существует план, а работа над текущей главой не идет ни в какую, возьмите главу из середины или вообще ближе к концу. Возможно, у вас настроение не для яростной баталии, а для лирики. Зачем же себя мучить, если через пару глав идет отменная лирическая сцена? Вот ей и займитесь.

Если у вас в книге несколько героев, и текущий до смерти достал, переключитесь на другого. После завершения работы над произведением придется проверить все на целостность и соответствие задуманным линиям, но это мелочь по сравнению с ускорением работы над текстом.

Неплохо помогает, если выделяешь возникшие нестыковки в романе, чтобы рассмотреть их как конкретные вопросы, на которые нужно найти ответы. Одно дело смутно чувствовать, что вы налажали, а другое — посмотреть на пункт «дальнобойность пушек из главы 2 в главе 3 поразительным образом исчезает.

почему флоту противника удалось подлететь, несмотря на преимущество?» и начать придумывать конкретные объяснения ( или исправить ход событий ).

Еще одна техника, которую часто советуют, — это free writing. Если говорить проще, то вы садитесь — и начинаете писать поток сознания, строчить все подряд, что беспокоит и что находится в голове.

Иногда это может помочь, потому что обнажает страхи (и делает их смешными), позволяет выдать неожиданный образ или попросту заполнить пустой лист, что убирает барьер.

Главное в ступоре — пробовать, а не сидеть и ныть.

В общем, вот вам несколько техник. Прекращайте страдать ерундой — и пишите отличные тексты, но не забывайте, что иногда задумчиво посидеть с бокалом вина, размышляя о том, как тяжело быть гениальным писателем, тоже полезно. Ну, или побродить по парку с лицом отчаявшегося лорда Байрона.

Источник: http://yasher.net/kak_borotsya_s_pisatelskim_blokom

Как справиться с писательским блоком

Разные мнения встречаются по поводу того, существует или нет такое явление, как писательский блок. Порассуждаем об этом и подумаем, как справиться с писательским блоком. 

 Существует ли писательский блок?

Каждый из пишущих сталкивался с явлением, когда сидишь перед пустым листом бумаги или экраном компьютера – и не можешь выдавить из себя ни строки. Именно такое состояние называют “писательский блок”.

По факту выходит, что явление существует.

Но представим на миг, что хирург перед пациентом, которому срочно требуется операция, застыл со скальпелем в руке – и ничего не делает, т.к. с ним случился “хирургический блок”. Или балерине перед выходом на сцену вдруг изменила муза: полный зал зрителей ждет, а она , видите ли, застряла в творческом тупике.

В общем, с любой другой профессией блоки не прокатывают. Так почему они так популярны в писательстве? Не потому ли, что пишущий человек просто пытается оправдать свою лень и отсутствие дисциплины?

“Мне лень” – фу, как неблагородно звучит. А произнесем “меня постиг писательский блок” – и сразу вырастаем в собственных глазах и перед чужим взором предстаем этаким гением, которому всего-то и не хватает, что вдохновения. Правда, ждут его некоторые долго, годами…

Предлагаю перестать ждать божественного пинка сверху, а взять писательскую жизнь в собственные руки. Так сказать, разблокироваться раз и навсегда. Лучше поищем варианты, которые помогут писать регулярно, свободно.

Разновидности творческого тупика

Писательский тупик, или кризис может быть нескольких разновидностей:

  • Могут возникнуть сложности с написанием начала.

Габриэль Гарсия Маркес писал: «Один из самых сложных этапов – первый абзац. У меня уходили долгие месяцы на написание первого абзаца, но, когда он удавался, все остальное писалось очень легко».

  • Может быть недостаточно хороших идей.

Прислушаемся к тому, что говорит по этому поводу Джеффри Дивер: «Я часто говорю: нет такого понятия, как писательский кризис, есть идейный кризис. Когда я вхожу в ступор – неважно, работаю ли я над коротким отрывком или продумываю идею всей книги – это чаще всего связано с тем, что я пытаюсь втиснуть идею туда, где ей не место».

  • Могут обуревать комплексы.

Эмоционально об этом рассказала Майя Энджелоу: «Я просто стараюсь писать. Я могу в течение двух недель писать только что-то вроде «Что, кот, на коврике сидишь? Ты же кот, а не мышь!». Это может быть скучно и ужасно. Но я стараюсь. Когда я пишу, я просто пишу. А потом происходит так, как будто муза наконец понимает, что я настроена серьезно, и говорит: «Ладно, ладно, иду!»

  • Могут возникать сложности с порядком.

Давайте узнаем, как пишут другие писатели: прочтем, что они говорят по этому поводу.

«Я пишу только тогда, когда приходит вдохновение. К счастью, вдохновение приходит каждый день в 9 утра». Уильям Фолкнер.

«Я – медленный писатель: пятьсот, шестьсот слов – моя норма в день. Вот почему мне понадобилось 20 лет, чтобы написать полтора миллиона слов о Гражданской войне». Шелби Фут.

«Я установил себе норму – минимум 600 слов в день независимо от погоды, настроения или самочувствия». Артур Хейли.

«На протяжении своей карьеры я всегда писал 1000 слов в день – даже если страдал похмельем. Нужно дисциплинировать себя, если вы претендуете на звание профессионала. Другого пути нет». Джеймс Баллард.

«Я пишу 2000 слов в день, когда работаю над книгой. Иногда это занимает три часа, иногда – пять». Николас Спаркс.

«Закройте дверь. Не позволяйте никому заглядывать. Не думайте, что хотят услышать от вас люди, думайте о том, что вы хотите сказать. Это единственное, что вас должно беспокоить». Барбара Кингсолвер.

Подтолкнем воображение!

Сколько бы мы ни читали великих, пора самим садиться за письменный стол.

Самый простой способ найти выход из тупикового состояния психики, т.е. справиться с писательским блоком – подтолкнуть воображение. Сделать это можно по-разному. Каждому подойдут свои методы. Попробуем поискать их среди предложенных вариантов.

Метод Рэя Брэдбери. “Вы должны писать так, как вы видите вещи”, — сказал он. Писатель предлагал  людям составить список из десяти вещей, которые они ненавидят, и развить каждое слово в короткую историю, до 200 слов. Также составить список из десяти вещей, которые любят, и развить их. “Это то, что у вас есть…” – сказал он.

 Эти списки вполне могут дать мозгу пищу для написания новых интересных историй, каких еще не слышал мир.

Найти “свое” время и ежедневно садиться к письменному столу в одно и то же время, придерживаться строгого распорядка дня, как Стивен Кинг или Харуки Мураками. Этот порядок, если к нему привыкнуть, погружает в особое творческое состояние. Главное, найти это свое время, когда будет писаться лучше всего.

Когда случится творческий блок, единоразово можно изменить расписание или отправиться писать в неожиданное, необычное место: это всколыхнет фантазию.

  1. Изменим текстовый редактор.

Иногда и такие мелкие перемены приносят свои плоды и вызывают интерес к творческому процессу. Вместо привычного Microsoft Word попробуем писать в Evernote. Или шрифт сменим с Times New Roman на Callibri, или просто цвет шрифта – с черного на зеленый, размер – с 11 на 15. Поупражняемся?

Об этом способе говорят писатели Вирджиния Вулф, Стивен Дедал, Джулия Кэмерон. Генри Дэвид Торо написал: “Я начинаю шагать, и в мою голову прибывают мысли”.

  1. Отправимся в путешествие.

Можно вообще отправиться в путешествия! Новые впечатления, люди, явления выдёргивают из повседневности, помогают взглянуть на жизнь с иных ракурсов.

Начните писать все, что вы думаете по поводу писательского блока – выплесните эмоции! Дайте волю раздражению, злости, обиде. Выплеск эмоций раскрепостит творческую энергию. К том же, эмоционально заряженный текст может пригодиться.

  1. Пересмотрим свои фотографии.

Давно ли открывали фотоальбом? Полистаем его. Или просмотрим фото на компьютере. Вспомним, когда и как фотографировались, что интересного, завабного с нами происходило в те моменты. Наверняка какие-то мысли захочется записать.

Попробуем-ка написать что-нибудь для себя, не думая о том, что кто-то когда-то это прочтет. Что бы вы написали себе сейчас? Что могли бы сказать?

Или выберите одного читателя – друга, сына, случайного знакомого, любимую девушку. Напишите для этого одного читателя.

Можно даже придумать воображаемого друга, которому вы доверяете, как себе,  и рассказать ему о том, что в данный момент вас волнует.

Позже этот прием создаст у читателей ощущение сопричастности.

Попробуем писать так, будто пишем, например, для ребенка. Или для девяностолетнего старика. Или для иностранца, инопланетянина…

Ну, да, притворимся кем-нибудь – и напишем историю от его имени. Пусть он имеет совсем другую точку зрения или будет с дугой планеты. Это позволит нам иначе взглянуть на привычные вещи.

  1. Переработаем-ка чужие идеи…

Помнится, когда я читала истории, написанные еще в Древней Греции, сокрушалась: уже тогда люди обо всем написали, ничего нового нам открыть не удастся.

Сегодня отношусь к этому спокойно и понимаю, что можно преподнести те же идеи, но под соверменным “соусом”. Брать чужие идеи – не значит заниматься плагиатом. Все современное творчество опирается на то, что создалось до нас.

Главное, найти способ, как оригинально донести идеи до современников.

Как еще можно найти новые идеи, можно прочесть здесь:

  • Утренние страницы, или Как рождаются идеи
  1. Поставим перед собой необычные цели.

А что? Кто мешает нам придумать свои приемы выхода из писательского блока?Например,

  • разбавим свои тексты необычными метафорами;
  • употребим литоту, метонимию, олицетворение, перифраз и т.д.;
  • используем эллипсис, зевгму, параллелизм и т.д.;
  • напишем текст из одних глаголов (или существительных, или глаголов+наречия) и т.д.

Именно так делал Дали. Мозг, опять-таки, отключаетя, зато подсознание начинает работать на полную катушку.

Наверняка у каждого есть свои способы справляться с писательскими блоками. Как это делаете вы?

Источник: https://panisvetlana.ru/kak-spravitsya-s-pisatelskim-blokom

Ссылка на основную публикацию