Wordsteps эффективно решает проблему запоминания иностранных слов — хитрые советы

Как легко запоминать иностранные слова: 10 методов

wordsteps эффективно решает проблему запоминания иностранных слов - хитрые советы

Извечные вопросы «сколько звезд на небе?» и «сколько слов в языке?» волнуют светлые умы ученых.

А и без того перегруженный информацией и ищущий практическую пользу мозг человека, изучающего иностранный язык, волнует один единственный вопрос, как всю эту громаду слов поместить в одну единственную голову? Или иначе, как запоминать слова на иностранном языке? И желательно, конечно же, чтоб это было легко и надолго.

Возможно, вы сами замечали, что некоторые слова настолько поражают наше воображение, что с первого же знакомства очень плотно западают с нашу память.

Из курса древнегреческого языка я лучше всего помню слово ίππος (конь), потому что именно оно дало мне ясное объяснение, почему в словах «гиппопотам», «ипподром» и «Филипп» пишется две буквы «п». Подобно недостающему кусочку пазла это слово заняло прочное место в моей картине мира.

Из курса польского языка мне навсегда запомнились такие слова как kilka (несколько) и uroda (красота). Я бы назвала это «обратным эффектом ложных друзей переводчика».

Вот так единожды узнав, что схожее по звучанию и написанию слово в другом языке имеет совсем иное значение, чем в родном, ты запоминаешь его навсегда. Это как своеобразный «лексический импринтинг»: без каких-либо усилий с нашей стороны слово просто «начинает жить» в нашей голове.

Однако подавляющее большинство иностранных слов скорее напоминает несговорчивых клиентов риелтора: они никак не хотят «заселяться». Вот именно их нам и приходится запоминать, используя различные техники и методы.

Как запоминать английские слова

Зубрить нельзя понять

Слово «зубрить» имеет значение «учить, заучивать, обычно бессмысленно, без отчетливого понимания». Слово имеет ярко выраженную негативную коннотацию. Еще В.И. Ленин говорил: «Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов».

В наши дни зубрить стало не просто утомительно или скучно, а скорее немодно. Устарел не столько метод, сколько само слово: от него так и веет угрозой остаться на неделю без приставки Денди.

Единственный актуальный контекст, в котором очень активно используется это слово, — это реклама курсов иностранных языков, обещающих обучение «без зубрежки». Я бы назвала это общим местом слоганов курсов иностранных языков.

Когда я вижу такую рекламу, перед моим внутренним взором всегда возникает очень серьезный Морфеус, протягивающий в раскрытых ладонях красную и синюю пилюлю: «Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснёшься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку — войдёшь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора».

Не буду обманывать вас, а вы не обманывайте себя: совсем без зубрежки язык не выучить. Нельзя найти черную кошку в темной комнате особенно, когда ее там нет. В некоторых случаях запоминание путем понимания просто невозможно. Разберем на примере английского языка.

Да, можно, опираясь на смысл, запомнить слова, которые составлены из других слов, если вы, конечно же, уже знаете слова, из которых они составлены. Например: father-in-law (тесть, свекр), lily-of-the-valley (ландыш), food-for-thought (пища для размышления).

Но как, например, выучить неправильные формы глаголов иначе, чем просто запомнив по отдельности каждую форму прошедшего времени? Есть ли какой-то смысл в том, почему одни глаголы являются правильными (образующими прошедшее время путем добавления окончания — ed), а другие неправильными? Ответ однозначно отрицательный.

Это явление довольно забавно обыгрывается в этом стихотворении:

Sally Salter, she was a young teacher who taught,

And her friend, Charley Church, was a preacher who praught;

Though his enemies called him a screecher, who scraught.

Обратите, пожалуйста, внимание, что жирным шрифтом выделена настоящая форма прошедшего времени неправильного глагола, а слова выделенные курсивом — вымышленные формы, образованные по аналогии. Примерный перевод такой:

Сэлли Солтер была молодой учительницей, которая учила,

А ее друг — Чарли Черч — был молодым проповедником, который «проповедничал»,

Хотя враги называли его крикуном, который «крикунничал».

Все дело в том, что неправильные глаголы — это просто остаточные явления действия правил праиндоевропейского языка, согласно которым при образовании прошедшего времени один гласный звук заменялся другим. Вот так правила (смысл) уже мертвы, а формы остались, и их приходится заучивать.

Те же, кто хотят знать иностранный язык, но при этом не учить новые слова, чем-то напоминают людей, которые берут квартиру в ипотеку, но при этом не рассчитывают каждый месяц на протяжении довольно большого периода времени выплачивать банку значительную часть своего дохода в счет погашения кредита. Давайте будем реалистами: хотите знать иностранный язык — смиритесь с тем, что вам, так или иначе, придется учить и запоминать новые слова (а в случае с английским языком вам придется запоминать не только написание и значение слов, но и их произношение).

Ну, а теперь от дегтя перейдем к меду. Да, к сожалению, нет такой волшебной пилюли, приняв которую, вы выучите иностранный язык. Но есть ряд просто волшебных методов и техник, которые, несомненно, помогут вам запоминать новые слова.

Хотя в самой волшебной и столь любимой многими книге Джоан Роулинг не сказано о том, изучали ли в школе магии и колдовства «Хогвартс» иностранные языки, думаю, что при запоминании новых слов волшебники использовали бы следующие методы и техники.

Методы запоминания английских слов

Методы Пуффендуя

Отличительные качества учеников факультета Пуффендуй: упорство и трудолюбие. Символ факультета — барсук, часто недооцененный зверек, который при необходимости дает отпор животным намного крупнее себя.

Составление списка слов

Это самый простой и традиционный способ запоминания новых слов. Вы делите лист бумаги на два столбца: первый для нового слова, второй для его перевода.

Можно при необходимости (например, в случае с английскими словами) добавить еще один столбец для транскрипции. Хотите себя проверить — закройте столбцы так, чтобы видеть только слова на одном языке.

Именно так я учила английские слова в школе. И основываясь на своем опыте, могу утверждать, что способ вполне себе рабочий.

Волшебство метода в том, что записывание слов повышает вероятность возникновения мускульной памяти — вы физически запомните, как писали эти слова.

Повторение слов вслух

Вы повторяете слова — и таким образом выучиваете их наизусть. Волшебство в том, что вы не только видите слова, которые хотите выучить, но и слышите их (метод особенно хорош для аудиалов).

Учить наизусть небольшие фрагменты текста на иностранном языке

Волшебство метода в том, что вы таким образом запоминаете слово в контексте. Можно учить короткие, запоминающиеся стишки, слова песен вашей любимой группы, диалоги. Я однажды выучила довольно большой отрывок из «Шантарама» Грегори Дэвида Робертса, просто потому что мне очень понравилась изложенная там мысль. Помню, мне доставляло удовольствие его декламировать, когда я оставалась дома одна.

Методы Когтеврана

Отличительные качества учеников факультета Когтевран: острый ум, креативность и индивидуальность. Символ факультета — орел, который парит там, куда другие не могут подняться.

Карточки

Вы покупаете или вырезаете сами из плотной бумаги стопку карточек. С одной стороны карточки вы записываете слово, с обратной — перевод. Глядя на слово, прежде чем перевернуть карточку, вы пытаетесь вспомнить его значение.

С карточками работать удобнее, чем со списками. Их можно, например, разложить по конвертам по темам или по степени изученности слов. Карточки можно просматривать в любое удобное для вас время (в дороге или дома перед сном). Главное, ввести это себе в привычку и делать регулярно.

Волшебство этого метода в том, что карточки открывают большой простор для творчества. Вы можете использовать фломастеры, цветные наклейки, делать различные пометки.

Если вам нравится работать с карточками, но не улыбается перспектива повсюду таскать с собой стопку бумаги, вы можете установить специальное приложение на телефон и хранить карточки в электронном формате.

Помню, этот метод запоминания слов очень рекомендовала моя преподаватель по латыни. К слову сказать, думаю, что она бы точно училась в Когтевране. Это была самая изобретательная преподаватель по части придумывания способов проверки знаний студентов из всех, что я встречала: у нее совершенно невозможно было списать.

Цветные стикеры

Вы записываете очередную порцию слов на стикерах, которые расклеиваете по всему дому: на зеркало в ванной, на холодильник, на окно, на дверь и т.п. Волшебство метода заключается в том, что постоянно натыкаясь на эти слова, вы их, в конце концов, запомните. Только каждый раз слово обязательно нужно прочитывать, а не начинать воспринимать стикеры как некий креативный элемент декора.

Сочинительство

Вы сами сочиняете или пересказываете уже известную вам историю с использованием порции слов, которые вы хотите запомнить. Или составляете 5-7 предложений с использованием одного нового слова. Волшебство метода в том, что вы учите новые слова, активно их используя и употребляя.

Методы Слизерина

Отличительные качества учеников факультета Слизерин: хитрость и умение добиться своего любым способом. Символ факультета — змея, мудрейшее из существ.

Программы интервального повторения (Spaced Repetition Software)

Это специальные сайты и приложения, которые вычисляют, как часто вам нужно что-то видеть, чтобы это запомнить. Как правило, такие SRS-программы бесплатны. Они работают как электронные картотеки, часто содержат игровые моменты и привносят элемент соревновательности в вашу учебу. Например, Memrise, Duolingo, Anki.

Волшебство этого метода заключается в том, что SRS-приложения присылают вам напоминание о начале занятия — неплохое средство организации учебы или, иными словами, столь необходимый многим «волшебный пинок».

Мнемотехника

Вы придумываете специальную мнемоническую фразу, которая помогает запомнить новое слово, связав его по ассоциации с уже известными вам словами. Например, фраза «БЕРИ ягоду» для запоминания английского слова berry (ягода).

Все мы с вами, так или иначе, знакомы с мнемоникой. Мы знаем, что «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», что «цыган на цыпочках сказал цыпленку цыц» и что «биссектриса — это крыса, что шныряет по углам и делит их пополам».

Думаю, что это самый волшебный метод из всех представленных здесь: мнемоническая фраза срабатывает как заклинание и вызывает в вашей памяти слово или даже целое правило. Но обратите, пожалуйста, внимание, что этот метод наполнен слизеринским коварством: бывает так, что саму фразу-то вы помните, а вот слово — нет.

Методы Гриффиндора

Отличительные качества учеников факультета Гриффиндор: смелость, благородство и сила духа. Символ факультета — лев, храбрейший из всех живых существ.

Игра

Внесите в процесс запоминания слов элементы игры. Например, наполняя тележку в супермаркете покупками, попробуйте мысленно давать название на изучаемом языке каждому предмету, который вы берете с полки. Посмотрите дома в словаре названия всего того, что вы наименовать не смогли.

Волшебство метода в том, что таким образом вы будете учить слова, которые имеют прямое отношение к вашей жизни, а значит, совершенно точно вам пригодятся.

Погружение в языковую среду

Переходите от слов к делу. Составляйте контрольные списки слов, которые вы изучили за неделю, и старайтесь употребить каждое из них на уроке с преподавателем, в беседе с языковым партнером или в общении с окружающими, если вы учите язык страны, в которой живете в настоящий момент. Волшебство метода в том, что вы не просто запоминаете слова, а употребляете их в своей речи.

Советую вам опробовать каждый из этих методов, выбрать те, что лучше всего подходят именно вам (дают наибольший эффект) и использовать их в совокупности.

Итоги:

Как легко запоминать иностранные слова: 10 техник, хитростей и советов

  1. Составляйте списки слов. Так вы повысите вероятность возникновения мускульной памяти.
  2. Повторяйте слова вслух, чтобы при изучении их не только видеть, но и слышать.
  3. Учите наизусть небольшие тексты на иностранном языке, чтобы запоминать слова в контексте.
  4. Записывайте новые слова на карточках и заведите привычку регулярно просматривать их.
  5. Запишите порцию новых слов на цветных стикерах и расклейте их по всему дому в самых видных местах.
  6. Запоминайте слова, употребляя их. Сочините историю с использованием всех новых слов или составьте 5-7 предложений с одним новым словом.
  7. Используйте SRS-программы как электронные картотеки и отличное средство для организации учебы.
  8. Используйте мнемонику. Запоминайте новое слово, связав его по ассоциации с уже известными вам словами.
  9. Внесите в свою повседневную жизнь элементы игры: учите слова, которые имеют прямое отношение к вашей жизни.
  10. Составляйте контрольные списки слов, которые вы изучили за неделю, и старайтесь употреблять их в своей речи.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-legko-zapominat-inostrannye-slova-10-metodov

Как оптимизировать запоминание иностранных слов

Прежде чем взяться за разработку мобильного приложения для заучивания лексики, мы в школе Skyeng потратили массу времени на изучение алгоритмов работы памяти и запоминания слов.

В результате разработка Aword заняла чуть больше времени, но мы более уверены в результате — использование определенных алгоритмов в показе слов помогает эффективнее пополнять словарный запас.

На рынке представлено большое количество приложений для заучивания иностранных слов.

Всех их объединяет общая черта — использование зубрежки (дриллинга) в качестве основного инструмента обучения. Чем больше времени ученик проводит за повторением слов, тем выше шанс, что он их запомнит. Например, вполне реально за час выучить сто слов.

Однако без повторения уже через 6 часов половина из них будет забыта. Еще через шесть часов в памяти останется не больше 15 слов. Чтобы этого не произошло, необходимо регулярно повторять весь набор (зубрить).

Если ученик делает в повторении списка паузу (на неделю, на месяц, на отпуск, на рабочий аврал, …) — высока вероятность, что слова забудутся, и зубрежку придется начать с начала. Если он переключился с одного набора слов на следующий и не повторил первый через некоторое время — он его забудет.

Для того, чтобы такое запоминание работало эффективно, необходимо самостоятельно или с помощью преподавателя составить четкий план обучения и неукоснительно ему следовать, иначе зубрежка превратится в бессмысленную потерю огромного количества времени без явного, прогнозируемого результата.

Читайте также:  Где взять мировые игровые хиты бесплатно (и легально!) - хитрые советы

Мы задумались: можно ли сделать приложение, которое будет обеспечивать не только процесс «дриллинга», но также составление и поддержание плана занятий и контроль за полученными знаниями? Как максимизировать эффективность обучения и сэкономить время ученика? Начать придется издалека: с разговора об устройстве нашей памяти, которая бывает краткосрочной и долгосрочной.

Краткосрочная хорошо знакома студентам, сдающим какой-нибудь не очень нужный формальный предмет. Если проштудировать учебник ночью накануне экзамена, есть высокая вероятность, что большая часть информации, пусть и в разрозненном виде, останется в памяти достаточно долго, чтобы сдать экзамен или зачет.

Однако уже через пару дней она бесследно выветрится (точнее, как показывают исследования, не выветрится, но так надежно скроется в глубинах сознания, что извлечь ее оттуда будет проблематично). Долгосрочная память – это то, что позволяет нам легко вспомнить полученные сведения и через год, и через пять лет.

Но для того, чтобы она заработала, необходимы регулярные тренировки, причем наиболее эффективный формат этих тренировок – не перечитывание учебника, а проверка по контрольным вопросам или постоянное применение полученных знаний на практике. Например, студент, изучающий новый язык программирования, получает эту тренировку в виде ежедневных сессий кодинга.

Постигнув тему объектов в C++, он сможет навсегда ее запомнить, если будет регулярно использовать. Поэтому преподаватели требуют объектного программирования даже тривиальных задач, где разумно было бы без него обойтись. Долгосрочная память требуется не всегда.

Химику совершенно не обязательно знать все формулы; юристу не нужно иметь в голове полные версии уголовного, гражданского и процессуального кодекса. Им на помощь всегда могут прийти справочники; для них важнее понимание принципов работы и знание направления поиска данных. Но есть сферы, где долгосрочная память необходима. Наиболее очевидные – медицина и лингвистика.

Врач должен помнить симптомы любых, даже редких, болезней. Человек, претендующий на свободное владение английским языком, должен знать слово serendipity, даже если он никогда в жизни с ним не столкнется. Разумеется, наиболее эффективный способ развить такую долгосрочную память – практика. Выпускник медицинского вуза на несколько лет отправляется в ординатуру или интернатуру.

Профессиональный переводчик обязательно едет на стажировку в среду носителей языка. Но что делать, если такой возможности нет? И как быть, если врач за время ординатуры так и не столкнулся со случаем синдрома Кавасаки? Необходимо развивать долгосрочную память как-то иначе. Неудивительно, что основные исследования в этой области проводятся как раз медиками и лингвистами.

Петр Возняк, автор самого известного алгоритма запоминания SuperMemo, задумался об оптимизации этого процесса в 80-е годы, будучи студентом Познаньского Политеха. Одной из задач, которые он ставил перед собой, было полноценное владение английским языком – его не устраивал тот поверхностно-профессиональный уровень, которым вполне довольствовались его сокурсники.

Возняк оказался достаточно упертым парнем. Он создал базу из карточек по английскому языку и биологии, содержащих вопрос и ответ, и занялся ежедневными тренировками, тщательно записывая результаты в дневник. Под конец эксперимента у него образовалось три тысячи карточек по английскому и более полутора тысяч по биологии.

С помощью несложных вычислений, основанных на полученных данных, Возняк установил, что для запоминания небольшого словаря в 15 тысяч английских слов ему потребуется тратить на тренировки ежедневно по два часа. Потраченное время растет пропорционально количеству слов: для запоминания 30 тысяч потребуется четыре часа повторений ежедневно. Не очень удобно.

К счастью, за сто лет до Петра Возняка аналогичной проблемой озаботился немецкий психолог Герман Эббингауз, тоже весьма упертый человек. Эббингауз провел два годичных эксперимента, в ходе которых запоминал бессмысленные наборы слогов. В результате было сделано несколько открытий, самым важным из которых является Кривая забывания.

Эббингауз экспериментальным путем установил, что скорость забывания информации падает после каждого повторения. После первого запоминания данных забывание идет очень быстро: уже через час из головы вылетает примерно половина материала, через десять часов – 65%; впрочем, около 20% остается и через месяц после изучения.

Однако, если в течение первого часа повторить весь материал, процесс его забывания значительно замедлится, и новое повторение можно делать уже через сутки. Воспользовавшись Кривой забывания, можно расставить повторения таким образом, чтобы произошло максимальное долговременное усвоение материала за минимальное количество тренировок.

Этот метод называется «интервальные повторения» (Spaced Repitition). В 30-е годы был проведен эксперимент, показавший, что такая техника действительно благотворно влияет на процесс обучения.

Однако популярности она в то время не обрела из-за своей чрезмерной сложности: необходимо было готовить тысячи карточек с вопросами-ответами, правильно их тасовать, вовремя повторять… Но потом появились компьютеры.Вернемся к польскому студенту Петру Возняку, мечтавшему выучить английский, но не горевшему желанием тратить на тренировки по четыре часа в день.

Он решил алгоритмизировать технику интервальных повторений, что в конце концов вылилось в программу SuperMemo. Разумеется, все оказалось далеко не так просто, и разработка SuperMemo стала, по сути, делом его жизни. Алгоритмизация метода интервальных повторений – задача достаточно очевидная.

Главная проблема этого метода – необходимость точно рассчитать время, когда повторение будет максимально эффективным – т.е. тот самый момент, когда информация забывается. Если написать программу, которая будет не только проводить тренировки, но и своевременно напоминать пользователю об их необходимости, это теоретически позволит добиться более эффективного обучения.

Здесь есть свои особенности. Сама по себе кривая забывания – явление универсальное, однако у разных людей на нее накладываются разные экспоненты. Кому-то третье повторение требуется через 20 минут, кому-то – через час; аналогичным образом изменяется расстояние и между последующими повторами.

Поэтому тренировки должны быть гибкими – в их ходе алгоритм старается понять скорость забывания конкретного ученика и подстроиться под нее. Важной проблемой на пути к успешному обучению становится человеческий фактор. Для того, чтобы эффективно запомнить максимальный объем информации за минимальный срок, нужно точно следовать графику.

В реальности это создает неудобства, и ученики решают отложить на потом. В результате, пропустив нужный момент, они откатываются назад – на шаг, на два, а то и к самому началу обучения. Этот откат также надо правильно просчитать, чтобы минимизировать издержки из-за пропусков.

В основе нашего мобильного приложения Aword лежит концепция «лицензий на слова» — по аналогии с ограниченными по времени лицензиями ПО. После первого запоминания «лицензия» действует примерно час; если не повторить слово, оно будет забыто. Если повторить слова в конце этого часа, появится новая «лицензия», уже на шесть часов.

Следующая «лицензия» будет на сутки, потом на три дня, на неделю, месяц, полгода, два года. Самый эффективный момент для повтора — пограничный, когда предыдущая «лицензия» истекает, и для того, чтобы вспомнить слово, надо приложить определенные усилия.

Все «лицензии» для каждого слова хранятся на нашем сервере в учетной записи ученика, и задача мобильного приложения — вовремя напомнить, что настала пора их обновить. Базовый алгоритм, лежащий в основе Aword, можно описать таким псевдокодом:function makeRepetition( user, word, license ){
var timePassed = (new Date()) — license.startTime;
var answer = showWordCard( word ); user.

tuneParameters( license, timePassed, answer.quality );
word.tuneComplexity( license, timePassed, answer.quality ); if(answer.quality > 0) { license.next( timePassed );
} else { license.rollback( timePassed );
}
}Основной код этого алгоритма определяет, можно ли дать увеличенную «лицензию» на слово, или же его надо учить снова.

tuneParameters и tuneComplexity — условные ссылки на настроечные алгоритмы; качество ответа (answer.quality) представляет собой число от 0 до 1. Это число равно единице, если ученик быстро, с первого раза узнал слово; у него хорошо работает память, задача оказалась для него слишком легкой. В этом случае алгоритм увеличит интервалы повторений. Если качество ответа близко меньше 0,5 — ответ был дан с трудом, после подсказок; стандартный интервал повторов для этого ученика слишком велик, необходимо проводить тренировки чаще. Оригинальная кривая забывания была построена на основе данных синтетического эксперимента. Эббингауз намеренно использовал ничего не значащие слоги, чтобы в итоге получить максимально чистые результаты.

Современные студенты-медики успешно используют кривую забывания в ее начальном виде, например, для запоминания данных по фармакологии (тоже, в общем, состоящей из наборов букв). Вот, например, типичная инструкция по повторению материала:

— первый повтор – сразу после прочтения (проверка по контрольным вопросам); — второй повтор – через 20 минут; — третий – через сутки; — четвертый – через 48 часов после третьего; — пятый – через 72 часа после четвертого.

Существуют универсальные алгоритмы, позволяющие использовать метод интервальных повторений для эффективного запоминания любой информации. Самая известная (и к тому же бесплатная) такая программа — Anki. Она, разумеется, не учитывает особенностей, связанных с изучением иностранных языков, однако может здорово пригодиться, если необходимо надолго запомнить что-то действительно важное.

При изучении же иностранного языка мы имеем дело не с хаотичными наборами букв, а с осмысленными словами. Степень осмысленности и понятности слова ученику напрямую влияет на скорость запоминания.

Так, инженер значительно быстрее запомнит слово «шестеренка», чем философ. Привычные, легко представляемые слова («дуб») запоминаются легче, чем экзотические («пихта»). Как следствие, необходимо аккуратно подбирать группы с примерно одинаковой скоростью запоминания.

Алгоритм SuperMemo использует для такого подбора субъективную оценку пользователя – насколько ему сложно дается слово; это не очень точный показатель. Еще один фактор – уже имеющаяся у ученика словарная база, которую необходимо оценить для составления программы.

Все это тоже должно быть алгоритмизировано. Впрочем, это темы для отдельных статей.

Источник: https://habr.com/company/skyeng/blog/312126/

Как легко запоминать по 100 английских слов в день: ресурсы для проверки и тренировки английских слов

Казалось бы, простая задачка по математике из четвертого класса: если учить каждый день по 30-35 английских слов в день, сколько слов английского языка можно выучить за месяц и год?

Разумеется, вы с легкостью подсчитали: можно выучить около тысячи английских слов за месяц и, соответственно, 12000 слов за год. Интересно, а что говорит опыт и практика?

Как показывает практика выучить-то можно, а вот удержать в активном запасе и регулярно употреблять в речи не получится. Слова без практики и ассоциативных связей быстро забываются, о чем умалчивают создатели интенсивных курсов по английскому.

Правда, у вас всегда есть шанс запомнить большое количество английских слов — все зависит от особенностей памяти и техник запоминания английских слов, о которых мы сегодня и поговорим.

Как выучить много английских слов быстро

Учить английские слова — не такое сложное занятие, как это может показаться на первый взгляд. Подписывать названия незнакомых слов — один из эффективных методов для запоминания.

Хотите выучить много английских слов за короткое время? Немецкий ученый Эбингауз установил, что при механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

В первую очередь необходимо определить, как вам легче усваивать новую информацию: на слух, увидеть или же записать?

Это не займет много времени, но значительно облегчит обучение и подбор эффективных техник для вас в дальнейшем. Один из тестов, который поможет вам определить, как вам легче запоминать новую информацию, представлен на этом сайте . Ответив на 30 вопросов, вы сможете точно знать, к какому типу вы относитесь.

В кратце напомним, что визуалы легко запоминают новые слова, увидев или прочитав, аудиалы — на слух, а кинестетикам необходимо быть в движении, например, записать информацию на бумаге.

Читайте также:  Китайская версия кабеля lightning оригинал не заменит! - хитрые советы

В современном мире у большинства людей преобладает визуальный тип восприятия новой информации. Вспомните, как надолго в нашей памяти хранятся надоедливые рекламные ролики, увиденные по телевизору, или плакаты и баннеры, которыми пестрят улицы города.

Вам также надо знать, что 100%-ых визуалов или аудиалов не существует. Но какой-то канал все-таки является доминирующим, и именно его надо использовать, если ваша цель — выучить много английских слов быстро.

Визуальный метод запоминания английских слов

Характеристика и схема восприятия информации визуалами.

Если вы читали роман “Мартин Иден” Джека Лондона, то скорее всего, помните, что главный герой учил огромное количество академических слов, расклеивая у себя дома листочки с новыми словами.

Визуальный метод для запоминания английских слов – это обклеивание всех предметов, которые вас окружают, стикерами с новыми словам. Как работает визуальный метод? Вы постоянно натыкаетесь на обилие английских слов, читаете, запоминаете и конечно же, используете английские слова.

Приобретите в магазине или сделайте самостоятельно карточки с новыми словами, переводом, транскрипцией и даже примером употребления. Такие карточки удобно брать с собой, если вы долго добираетесь до работы или постоянно пропадаете в очередях. Они могут быть классически сделаны на бумаге или загружены на ваш телефон.

В интернете можно найти и скачать приложения для мобильных телефонов , которые используют визуальный способ для расширения словарного запаса. Наиболее популярным являются Words, Easy Ten и Duolingo: Учи языки бесплатно.

Яркие картинки с подписями, тренажеры для запоминания, проверочные тесты, которые используют данные приложения для мобильных помогут вам выучить много английских слов за короткий срок . А главное, они всегда под рукой!

Если ваш уровень не начальный (Pre-Intermediate и выше), вы может смотреть фильмы, передачи и видео с субтитрами и без них, выписывая не только новые слова, но и полезные разговорные фразы.

Обучающие аудиоматериалы на английском и подкасты

Характеристика и схема восприятия информации аудиалами.

Если вы относитесь к редкой категории людей (около 10%), любящих и запоминающих ушами – то это метод для вас.

Главное условия для расширения словарного запаса – постоянно слушать английскую речь, будь-то дома на кухне или в машине в пробке. Новые слова и выражения можно записать и периодически их повторять.

С помощью такого метода вы не будет боятся воспринимать речь на слух, и у вас улучшатся навыки аудирования.

Начинайте с простых и коротких аудиоподкастов, можно с переводом. Затем перейдите на речь носителей. Можете также слушать и переводить песни, смотреть фильмы на английском и сериалы в оригинале.

Метод TPR для расширения словарного запаса

Характеристика и схема восприятия информации кинестетиками.

Третий тип восприятия информации, к которому относятся кинестетики, предпочитает движение статическому обучению. Если вы — кинестетик, не забывайте записывать новые слова на бумаге. Лучше, если у вас будет словарь-дневничок, к которому можно обращаться время от времени.

В обучении детей часто используется метод TPR (Total Physical Response) . Но, поверьте, если вы — кинестетик, этот метод тоже для вас: с его помощью вы сможете легко выучить английские слова и фразы.

Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) надо выполнить действие, связанное с этим предметом, например, игру с мячом.

Более подробно о методе TPR, читайте в статье “TPR или учим английский активно”.

Простые и эффективные способы запоминания английских слов

Мнемотехника и запоминание английских слов

Наглядный пример того, как работает мнемотехника.

Одним из самых эффективных способов запоминания английских, да и вообще иностранных слов, является мнемотехника. Метод мнемотехники (или мнемоники) основан на создании образов в вашем сознании. Вы берете информацию, которую надо запомнить, и превращайте ее в образ через ассоциацию.

Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами . Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом.

Мнемотехника активно развивает память, и мышление. Главная задача – создание образов, соединяемых в воображении различными способами. Образы должны быть цветными, крупными и детальными.

Как работает мнемотехника при запоминании английских слов, давайте рассмотрим на примере:

puddle ['pʌdl] лужа

Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»

Мнемоническая модель: «Я всё падал и падал в лужу» .

Примеры использования мнемотехники в обучении английскому:

Пример на английском языке с транскрипцией и переводомМнемоническая модель
creak [kri:k] — скрип Я всКРИКнула от скрипа двери.
advice [əd’vais] — совет ОДеВАЙСя потеплее — вот совет моей мамы.
narrow [ˈnærəu] — узкий По узкому переулку идет нервный человек
apologize [əˈpɔlədʒaɪz] — извиняться Сначала: «Упал, отжался!», а потом уже будешь извиняться.
overcrowded [ˌəuvəˈkraudɪd] — переполненный «А у вас крадут в переполненных автобусах?» — спросила пожилая женщина.

Если вы используете мнемотехнику для расширения словарного запаса , важно помнить, что нужно не просто связать слова между собой и выразить в виде предложения, но и представить конкретную ситуацию, в которой это происходит или говорится.

Например, не просто произнести: «По узкому переулку идет нервный человек», а представить нервного человека, можно своего знакомого, который идет, озираясь и вздрагивая от каждого звука, по узкому темному переулку. В таком случае вы точно не забудете это иностранное слово.

Несомненно, что для быстрого и качественного запоминания иностранных слов, нужно потренироваться, найти свой подход, научиться создавать свои ассоциации, да еще и быстро. Первое время процесс создания ассоциаций будет протекать медленно, но запаситесь терпением и продолжайте тренировки. Как правило, скорость и улучшается качество создания ассоциаций после первой тысячи запомненных слов.

Остается добавить, что с помощью данной техники можно запоминать слова любого иностранного языка .

Чертоги разума для расширения словарного запаса на английском

Многие используют карточки с текстом и картинкой (flashcards), чтобы запомнить новые слова, но эти карточки не всегда бывают у нас под рукой, особенно в нужный момент.

Существует великолепный способ для запоминания новых слов и выражений — это сила вашего разума. Он называется Method of loci (метод геометрических мест).

Также вы можете встретить такие названия как “чертоги разума”, ”дворцы памяти”, “метод локусов”, “пространственная мнемоника”, “метод Цицерона”.

Когда Шерлок Холмс, известный всему миру детектив, хотел вспомнить нечто важное, он закрывал глаза и погружался в чертоги разума (‘mind palace’ ). Подобно Шерлоку Холмсу, вы также можете использовать этот метод Method of loci для запоминания новых слов и выражений. Как это выглядит наглядно можете посмотреть в видео.

Видео “Собака Баскервилей” — “дворцы разума” Шерлока Холмса.

Как работает метод геометрических мест?

Мы строим воображаемое место (imaginary place ) в своем уме и помещаем туда предметы и людей, которые помогут нам запомнить новые слова. Вы можете складировать образы как на полках, так и хаотично. Главное, чтобы вы сами знали, где что находится и смогли быстро вспомнить. Лучшие активаторы либо совсем нелепые, либо очень логические. А еще лучше правильно комбинировать.

Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:

  • Представляйте образы крупными (даже если предметы, которые нужно запомнить разного размера, делайте их одного: будь-то корабль, кокос или пчела. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.
  • Образы должны быть объемными. Например, голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
  • Образы необходимо представлять цветными. Если это листья деревьев, то обязательно зеленые, само дерево — коричневым и т.п.
  • Представляемые образы обязательно должны быть детальными. Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Затем применяем главную мыслительную операцию в мнемотехнике – это «соединение образов» . Давайте рассмотрим как это применяется на практике изучения английских слов.

Скажем, нам нужно запомнить слова, связанные со словом run , а также его формы, поэтому мы придумаем в уме следующую историю: воображаемое место действия город — the imaginary place is a city .

Предложение на английском с глаголом runПример использования метода Цицерона
It’s early morning, the sun is rising and I decide to go out for a run. Сейчас раннее утро, солнце встает, и я решаю отправиться на пробежку.
As a rule I run every morning even when it is cold together with my friend Jane, who is the runner Как правило, я бегаю каждое утро, даже когда холодно, со своей подругой Джейн, бегуньей.

Источник: https://ienglish.ru/blog/interesno-ob-angliiskom/kak-viuchit-angliiskiy-bistro-samomu/kak-bistro-vyuchit-mnogo-angliskikh-slov-tekhniki-zapominania

Как запоминать иностранные слова: 23 крутых способа

На этой неделе мы с Language Heroes учим много-много слов. Начинающие обрабатывают Минилекс Гуннемарка, продолжающие — разнообразные списки неправильных глаголов, специальной лексики и т.п.

Перед нами стоит задача — освоить достаточно большой объем слов за 7 дней, и еще более важная задача — найти самый эффективный способ запоминания слов для каждого из участников.

Шаг 1.

Сначала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист.

Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту».

А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности, смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

А нужно всего-то разобраться, что работает для тебя лично. Чек-лист придет к тебе на почту, если ты отсавишь свой мейл коту (см. кота сбоку :))

Шаг 2. Способы запоминания слов

Традиционные методы

1. Метод Ярцева (визуалы)

На самом деле, конечно же, этот метод появился задолго до Виталия Викторовича, но именно благодаря В.В.Ярцеву он появился у меня в жизни, и это очень крутой метод для ленивых людей типа меня (визуалов), поэтому в этой статье я начинаю с него и называю его так 🙂

Берем тетрадку. Выписываем в 2 (3) столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы антонимы примеры.

Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но я не зубрила немецкий у этого преподавателя, а просто временами читала тетрадку. Он не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Т.е. получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

2. Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить.

Читайте также:  14 советов для здоровой работы за компьютером - хитрые советы

Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять.

Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух.

Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

3. Метод прописывания

Классика жанра 🙂 Берешь слово и прописываешь его, много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов (про то, как иероглифы учить более эффективно, расскажу чуть ниже). Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.

4. Метод «Полстранички»

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, со обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как для визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово.

Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов. (но отчасти это и плюс 🙂

5. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также, можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье 🙂 Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

6. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать, это учить его бессистемно.

Его можно и нужно обработать и сгруппировать.

К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем вы выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо вы выписываете существительные мужского рода, потом женского.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям (исключения вы группируете отдельно), вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

7. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих.

Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

8. Метод изучения однокоренных слов (для фанатов)

Мы берем слова и группируем их вокруг корня. Т.е. условное «делосделатьсделанный» и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

Обязательно гляньте лекцию Профессора Аргуэльеса на тему word families, он там как раз рассказывает, сколько и чего нужно знать для полного счастья.

9. Этимологический метод: мой  любимый (еще один ленивый способ)

Работает для тех, кто выучил несколько языков 🙂

Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов.

На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно 🙂 И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.

(Ну и оно запоминается просто от факта того, что оказалось не распознанным и привлекло внимание)

Бонус изучения разных языков в том, что каждый следующий учится быстрее, если, конечно, не брать что-то совсем незнакомое.

10. Цепочки слов

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую).

Т.о. ты учишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно с пользой и увлекательно провести время 🙂

 Методы для нелюбителей дедовских методов 🙂

 11. Spaced Repetition (интервальные повторения): техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам.

Т.е. по факту вы устанавливаете на телефон приложение, и там вам программа автоматически будет показывать слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

Мое личное отношение: игралась, но не прониклась. Но штука полезная. Однозначно рекомендую любителям игр в телефоне, так вы хотя бы с пользой будете проводить время 🙂

Самая популярная программа для этого метода — Anki

12. Memrise.com

Мемрайз лично мне пришелся по душе больше, чем Anki, просто потому, что он веселее, и там есть супер-рейтинг! Вы также можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою.

Еще Memrise недавно добавили новую опцию — вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят! (Доступно для английского, но скоро будут и другие языки).

Обязательно попробуйте обе программы, выберите ту, которая понравится больше, и попробуйте Spaced Repetition. На самом деле, хорошая штука и многим очень помогает.

13. Quizlet.com

А здесь вы можете создавать свои списки и генерить разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д и т.п.) Хороший способ проверить себя в игровой форме для любителей разных тестов.

 «Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, ну объективно ж, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

Мнемотехника — один из самых популярных способов.

14. Мнемотехника

Суть способа — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить.

Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример (спертый из интернета :)) « grief » («горе»):
«горе раненому тигру, (гриф -ы) кружатся над ним»

Субъективно: нужно тренироваться и привыкнуть, прежде, чем начнет получаться. Но те, кто им пользуется, достигают больших успехов. Наглядный пример — наша 16летняя Аленка, которая в следующем месяце идет сдавать HSK6 (высший уровень китайского языка). Она его использует. В интервью с ней рассказывается, как она работает над языком, и можно заглянуть в ее записи)

Алена советует к прочтению книгу «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер.

В приложении Memrise есть возможность создавать свои «Mems» и пользоваться ассоциациями других. Очень рекомендую эту опцию тем, кто не может запоминать трудные слова 🙂

15 — тактика «ударного слога» (подробнее о ней можно прочитать тут (англ.яз.), суть способа в том, что вы придумываете ассоциацию именно для ударного слога в слове)

Для аудиалов

Правило №1 для вас — всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список — читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это — самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем ежели вы бы просто их читали и писали молча.

16. Прослушивание слов

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Это ваш инструмент №1.

Также, вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов. Наши рекомендации по подкастам на разных языках вы сможете найти в разделе Методики и ресурсы

На сайте Forvo.com вы можете послушать звучание любого слова столько раз, сколько вам будет нужно.

17. Многократный повтор

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный — повторяйте вслух несколько раз.

Вообще, есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому, попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Методы для тех, кому категорически не хочется работать со списками

18. Чтение (много чтения)

Если уровень достаточно высок, и нет острой необходимости срочно расширять словарный запас, проще всего просто много читать. Можно помечать новые слова и даже их выписывать (это работает лучше всего, но не все любят это делать :).

Читая, вы учитесь понимать смысл по контексту, вы «напитываетесь» словами, они сами по себе становятся вашим пассивным запасом. Но чтение обычно не очень помогает переводить их в актив, т.е.

чтобы прогрессировать в языке, помимо чтения нужно делать что-то еще 🙂

Читать и сразу же формировать списки можно с помощью ReadLang

Важные хитрости (для всех!)

19. Учите слова в контексте

Не учите список просто так. Вот есть Минилекс, и он начинается со слова «без». Сразу после «без» идет «безопасный», а потом «беспокоиться» и «билет». Если посмотреть список самых частотных слов в китайском, на первом месте вообще будет стоять частица 的, которая является синтаксическим служебным словом и не имеет собственного смысла!

Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем!

20. Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть — один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте.

Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

21. Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужамамуребенкадруга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

22. Учите то, что действительно необходимо.

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите мотыги и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом — мотыги, не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось. Сначала важное, потом — интересное, потом — сложное и зачем-то нужное.

(Будущие переводчики, к вам это не относится, вам нужно всё. Мне вот как-то пригодилось знание термина «выдвижной ящичек стола» на китайском, хотя кто бы мог подумать 🙂 Если ты переводчик, ты должен знать очень много разной лексики.

23. Подходите к процессу творчески!

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте.

Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вы видите что-то, что вас заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь.

Интересуйтесь тем, что вам интересно. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают. В общем, be as creative as possible!

И все обязательно получится 🙂

Бонус: как учить иероглифы!

Picture Credit

Источник: http://petitepolyglot.com/vocab/

Ссылка на основную публикацию