Правила вежливости и счастья xvi века: cоветы от эразма роттердамского — хитрые советы

Эразм Роттердамский (Герхард Герхардс)

Правила вежливости и счастья xvi века: cоветы от Эразма Роттердамского - хитрые советы

(Годы жизни 1469—1536 гг.) филолог, писатель

Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Все превращает любовь и неумного делает мудрым. Все превращает любовь: красноречье дает молчаливым, Старцев в юнцов превратить милая может любовь. Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,

В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.

Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.

Держи под подозрением все, что диктует тебе душевный порыв, даже если это честное.

Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.

Если будешь жестоким по отношению к порокам, то окажешь благодеяние по отношению к человеку.

Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.

Если кому-нибудь не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства.

Женщины отдают обыкновенно предпочтение мужчинам, принадлежащим к разряду тех людей, которые по природе своей более способны предаваться удовольствиям и всякому вздору.

Знаю, что значит любовь: любовь – помраченье рассудка.

Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих.

…Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть – значит любить.

…Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Иметь много друзей – значит не иметь ни одного.

…Истинно рассудителен тот, кто будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней.

…Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе.

Каков супруг, во многом зависит от супруги.

Лесть несовместима с верностью.

Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны.

Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

Любовь – это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.

Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным властителям.

Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку.

Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой…

Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.

…Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя… Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя.

Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе.

Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости?

Предвидение будущего получается не от оракулов и авгуров, а от мудрости.

Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.

…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.

Собственные недостатки, что котомка за плечами: не увидишь.

Стыд – это страх честности перед позором.

Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное… А если знание порой и возможно, то оно нередко отнимает радость жизни.

Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека.

Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим.

Чем меньше у человека причин дорожить существованием, тем крепче он за него цепляется, не подозревая даже, что такое пресыщение и тоска.

Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.

Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолетно; что определит разум, в том век не раскаешься.

Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.

Источник: https://vsebasni.ru/aforizmy/erazm-rotterdamskiy.html

Эпикурейство, осторожность и величие Эразма Роттердамского — Жизнь и Литература

Г. Гольбейн. Портрет Эразма Роттердамского, 1523

Первое издание, принесшее европейскую славу Эразму Роттердамскому, был сборник латинских изречений-цитат «Адагии».

Оно появилось в 1500 году, когда автору было за тридцать, и совпала с повальным увлечением современников латынью: ни одно письмо этого времени не обходится без латинской цитаты откуда-нибудь.

Эразм избавляет от необходимости самостоятельно штудировать классиков, в его «Адагиях» («адагии» — пословицы») с легкостью можно было обнаружить изящное высказывание на все случаи.

«Адагии» выросли из сборника цитат, который Эразм на протяжении многих лет составлял для своих учеников с учебными, разумеется, целями.

С такими же целями были написаны «Разговоры запросто» — Эразм хотел, чтобы латынь проще давалась изучающим ее. Книга с заголовком «Формулы для обыденных разговоров» появилась на свет в 1519 г.

и затем регулярно переиздавалась с дополнениями, превратившись в хрестоматию, которой зачитываются три поколения.

Но за десять лет до «Разговоров…», в 1509 году, появился монолог — написанная в шутливую минутку «Похвала глупости», где сама Глупость в ученой мантии и дурацком колпаке вещает с трибуны о своей непреходящей ценности и красоте.

«Похвала глупости», написанная как простенькая сатира, становится революционным знаменем в борьбе против авторитета как класса. «Похвала глупости» и сейчас остается наиболее известным и популярных из всех средневековых сочинений.

К. Массейс. Портрет Эразма Роттердамского, 1517

А за два года до «Разговоров запросто» (1517) вышел новый перевод Библии (с греческого на латинский). Автор — Эразм Роттердамский — снабдил свой труд почтительным посвящением тогдашнему Папе Римскому Льву Х (тому самому, который отличился выдумкой индульгенций). Этот перевод, без преувеличения, положил начало новому богословию.

К 1520-м годам Эразм Роттердамский достигает такой известности, и авторитет его так велик в Европе, что сильные мира того, условно говоря, толкутся в его прихожей, как придворные, ожидая выхода императора. Императоры, короли, папы ищут его внимания, задаривают и приглашают. А уж герцоги всякие и в расчет не берутся.

Однако небывалому почету предшествуют десятилетия, когда ученый живет подачками, которые удается выпросить. Наряду с упомянутыми выше великими трудами Эразм Роттердамский создал целый письмовник попрошайки: среди его писем — десятки и сотни льстивых эпистол, во всем блеске представляющих образцы искусного подобострастия и хитрости.

При этом ни одно принципиальное высказывание Эразма не было продиктовано чем-нибудь иным, как только его убежденностью — убежденностью книжника и мудреца. Эразм получал подарки, но не плату. Купить его никогда никому не удалось.

Его независимость, достигнутая небывалым дипломатическим даром, умением никому не отвечать прямым «да» или «нет», поставила Эразма, с одной стороны, в положение исключительное, остающееся таковым и по сей день. Он обладал поразительным умением отстранять от себя все, что его тяготило.

Не хотел носить сутану — и не носил. Не соблюдал пост. Однажды вырвавшись из монастыря, никогда туда не вернулся…

С другой стороны, искусство балансировать и уклоняться, хотя и позволило ему говорить такие вещи, за которые других сжигали на кострах, создало ему репутацию человека, полностью лишенного бойцовской отваги. Действительно, Эразм был великим скитальцем, будто постоянно убегал.

Так, в 1521 году ему пришлось уехать из Лувена (современная Бельгия), спасаясь от фанатичных католиков, а семь лет спустя — из швейцарского Базеля, где разбушевались протестанты.

Читайте также:  6 способов трансформировать конфликт - хитрые советы

И те, и другие, после множества попыток привлечь на свою сторону Эразма, заручиться его безоговорочной поддержкой, в одно слово обозначили его трусом и предателем.

Однако причиной того, что Эразм не примкнул ни к одной их группировок была его ученая и принципиальная последовательность: он находил недостатки у всех и предлагал свой, третий путь.

Он выступал против практикуемого в католицизме «обмирщения церкви, суеверного культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности». Но и протестанты вызывали его нарекания фанатизмом, догматизмом, но главное — небывалым унижением человека перед лицом Бога, и это стало главным камнем преткновения между отрицавшим свободу воли Лютером и истинным гуманистом Эразмом. То, что было принципиальностью в высшем смысле слова, для воинствующих современников было свидетельством малодушия.

Г. Гольбейн. Портрет Эразма Роттердамского, ок. 1530

Однажды ему прямо бросили обвинение в трусости. Он ответил: «Это был бы жестокий упрек, будь я швейцарским наемником. Но я ученый, и для работы мне нужен покой».

В самом деле, читать хорошие книги, писать свои, не повелевать, не подчиняться и не нести ответственности за всех перед всеми — вот жизненный идеал Эразма Роттердамского. И кстати, он был книжником абсолютным, законченным: не интересуют его ни живопись, ни музыка, из всех других искусств он почитает лишь искусство книгопечатания; весь мир, всю Вселенную Эразм воспринимает через Литеру.

Наделив его великим умом, природа не дала ему ни крепких нервов, ни крепкого здоровья. Тело его было настолько чувствительным ко всяким неприятностям, что Эразму пришлось в XVI веке стать гигиенистом и эпикурейцем.

Слишком обостренное обоняние заставляет его чаще мыться, обходить дурно пахнущие переулки третьей дорогой и пользоваться лишь дорогими восковыми свечами, поскольку копоть лучины вызывает у него головную боль. Он может спать только на чистых простынях.

Его кожа принимает только тонкие и теплые ткани. Он вынужден стать приверженцем хорошей кухни, поскольку его желудок не переварит испорченного мяса, а кишечник не вынесет кислого вина.

Его организм не приемлет рыбы, жары, сквозняков, тумана, ветра, солнца… Он вечно мерзнет, приходится кутаться в меха. Но стоит перетопить печь — и у него начинается мигрень от запаха несвежего воздуха.

Так же, как в области физического ему причиняют страдания мусор, шум, грязь, в духовной области такой эффект производят суматоха и грубость. Корриду он (в 16, напоминаем, веке!) называет «пережитком варварства». К своему веку Эразм предъявляет такие требования культурной чистоты, какие появятся, уже озвученные многими, в гораздо более поздние века.

Эразм Роттердамский стал родоначальником политической прозы и тех, кто потом разовьет это искусство — Вольтера, Гейне, Ницше… Эразм стал первым, кто явил миру силу писательского пера — реальную силу, сопоставимую с силой армии. «И непреходящая слава его в том, — написал Стефан Цвейг, — что он употребил эту силу не для разжигания страстей и подстрекательства, но только ради единения людей». Лучше не скажешь.

Использовано сочинение С. Цвейга «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского»

Источник: http://liveliteratura.ru/e-pikurejstvo-ostorozhnost-i-velichie-e-razma-rotterdamskogo/

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus Roterodamus) – ученый, философ, писатель конца XV – первой половины XVI веков.

  • Чем прославил себя? Появление этого мыслителя положило начало развитию идей гуманизма в европейском мире эпохи Ренессанса.

Биграфия

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).

Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя.

Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью.

Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.

Эразм посещал начальную школу в родном городке, затем школу Герта Грота (Geert Groot) в Девентере (Deventer), где изучалась древняя литература.

После того как в 13-летнем возрасте он потерял и отца, и мать, умерших во время эпидемии чумы, Эразм попадает в монастырь.

Это произошло потому, что незаконнорожденный в те времена не мог надеяться занять какой-либо важный и денежный пост.

Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года. Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон.

Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher). Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.

С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам.

В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome).

Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.

Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).

Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.

В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.

Произведения

Париж стал городом появления на свет первых трудов Эразма Роттердамского. Первая изданная книга – «Adagia», сборник афоризмов и поучительных веселых историй, составленный на основе книг древних авторов. Эта книга принесла автору известность во всей Европе.

В 1501 году появился трактат на тему религии и этики под названием «Оружие христианского воина», изданный в 1504 году. Здесь Эразм показал, что считает главным в христианской религии: не бездумно совершаемые обряды, а постоянное духовное самосовершенствование человека, стремящегося соответствовать заповедям Христа.

«Похвала глупости» была напечатана в Париже в 1511 году и в течение одного года переиздавалась 7 раз, при жизни философа – более 40 раз, а до конца XIX века – более 200 раз, включая переводы на разные языки.

Книга представляет сатирический взгляд писателя на человечество с его пороками, предрассудками, ошибками, повторяющимися из века в век и имеющими всеобщий характер и не утратившими актуальности и в наше время.

Еще одна причина популярности – общий тон книги, наполненной юмором, но не сарказмом, иронией, но не жестоким обличением, своеобразным сатирическим оптимизмом. Произведение стало изящной пародией на похвалу Глупости самой себе. Книга великого гуманиста наполнена верой в человека, способного преодолеть свои недостатки.

Уже в первых трудах Эразм показывает единство в одном лице писателя, ученого и философа. Его труды оказали огромное влияние на умы современников, принеся автору звание «Европейского оракула». Литературно-публицистические произведения Эразма начинают формировать взгляды, жизненную позицию человека XVI века.

Читайте также:  Пишем легко и непринуждённо: 7 золотых правил - хитрые советы

Эразм состоял в переписке с несколькими королями (король Англии Генрих VIII Тюдор, король Франции Франциск I Валуа; Hendrik VIII Tudor, Frans I van Valois и др.), с Папой Римским, с учеными и государственными деятелями. Многие из этих высокопоставленных особ просили у него совета и поддержки.

Важные произведения появляются в 1515 и 1516 годы: «Наставление христианского государя» и «Жалоба мира». Эти книги выразили протест писателя против войн, завоевательной политики европейских государств, вражды между странами и народами и представляли собой горячий призыв к миру.

В 1524 году создается трактат «О свободе воли», где высказывается против идей Реформации. В 1533 году появляется работа «О желанном церковном согласии», призывающая к миру и взаимному уважению представителей разных религиозных взглядов и направлений. В продолжение нескольких лет, с 1518 по 1533 год, создается книга «Разговоры запросто», посвященная проблемам педагогики.

Чем прославил себя в богословии и филологии

Эразм Роттердамский был разносторонним ученым. Первым направлением его исследований стала филология.

Он с юных лет полюбил античные книги, поэтому занимался собиранием, переводом и толкованием произведений античных писателей.

Например, им были выполнены переводы и подготовлено издание произведений знаменитого древнегреческого трагика Еврипида (Euripides), древнегреческого писателя-сатирика и первого в истории литературы фантаста Лукиана (Lucian) и др.

Важным направлением было богословие – научное исследование текстов Евангелия и посланий Святых Апостолов, их смелое толкование. Сам того не желая, Эразм заложил предпосылки для возникновения движения протестантизма внутри христианской религии.

Еще одно направление изысканий ученого – педагогика. Эразм Роттердамский считается основоположником гуманистической педагогики. Свои взгляды он сформулировал в трудах «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др.

Идеи гуманистической педагогики

До сих пор являются ведущими в теории образования и воспитания утверждения Эразма Роттердамского:

  • Личность не является врожденным явлением, она формируется под влиянием воспитания;
  • Важнейшим направлением образования и воспитания является интеллектуальное развитие индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием;
  • Задача воспитания – раскрыть задатки воспитанника в его активной деятельности, и прежде всего в труде;
  • Каждая личность достойна уважения, так имеет волю и является субъектом любых совершающихся событий;
  • Человек отвечает за свои поступки и др.

Эразм первый указал на то, что каждый ребенок достоин бережного и уважительного отношения, так как представляет собой целый мир, таящий искру Божию. Философ выступал против насилия, любых наказаний, применяемых в процессе обучения и воспитания, а также высказал идею обязательного всеобщего народного образования.

На начальных этапах должны изучаться языки (латинский и древнегреческий), так как именно в раннем возрасте ребенок быстро осваивает языки. Обучение маленьких детей надо строить в приятной для ребенка и понятной для него игровой форме, при этом предлагать ребенку большое количество заданий на запоминание.

Любое образование должно строиться на основе взаимного уважения и любви педагога и ученика.

Идеи великого гуманиста

Эразма Роттердамского отличала живость и подвижность, жизненный оптимизм, открытость и общительность, интерес к познанию нового. Он оказался одним из людей, которые не привязаны ни к одной стране.

Он не чувствовал себя ни голландцем, каковым являлся по происхождению, ни германцем, каковы был по месту жительства и службы. Он признавал себя гражданином мира, одинаково относился ко всем странам.

Он не придавал значения национальности человека, а наиболее близкими для себя по духу считал античные Грецию и Рим.

В течение всей жизни Эразм Роттердамский был верен собственным взглядам на устройство общества и религию, не стал сторонником ни одного из реформаторских движений в церкви. Цельность взглядов, стремление к миру и взаимному уважению сделали его великой фигурой, провозгласившей идеи истинного гуманизма.

Цитаты

  1. Вызывает восхищение мудрая природа, до бесконечности и делающая всех равными.
  2. Язык — самое действенное средство для достижения взаимопонимания и мира.
  3. Нет такого несовершенного мира, который оказался бы ужаснее любой блестяще выигранной войны!
  4. Правители в большей мере обладают сильной властью, чем просвещением, они в больше степени слушаются голоса жажды наживы, чем ума.

Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/erazm-rotterdamskij.html

Религиозные взгляды Эразма Роттердамского

Среди своих современников Эразм Роттердамский (ок. 1469—1536) поначалу считался самым выдающимся европейским ученым, однако позднее его стали называть трусом и еретиком.

Вовлеченный в водоворот религиозных дебатов, он не побоялся указать на ошибки и пороки Католической церкви и тех, кто хотел ее реформировать.

Сегодня считается, что он сыграл ключевую роль в изменении религиозной обстановки Европы. Каким образом?

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский в совершенстве владел греческим и латинским языками, что позволило ему сравнить латинские переводы Библии, например Вульгату, с ранними греческими рукописями Христианских Греческих Писаний, известных как Новый Завет. Он убедился, что знания из Библии крайне важны. Поэтому он решительно выступал за то, чтобы Библия была переведена и на другие общедоступные языки того времени.

Эразм ратовал за внутренние реформы Католической церкви, поскольку считал, что христианство должно быть жизненным путем, а не просто соблюдением бессмысленных и пустых религиозных обрядов. В итоге, когда реформаторы начали протестовать и требовать провести реформы католической церкви, Эразм подпал под подозрение духовенства.

В своих сочинениях Эразм высмеивал пороки духовенства, тягу священников к роскоши и честолюбие пап, которые благословляли войны.

Он осуждал лицемерных священнослужителей, которые пользовались церковными обычаями, такими как исповедь, почитание святых, пост и паломничество, для того, чтобы наживаться на своей пастве.

Он также был не согласен с такими злоупотреблениями Церкви, как торговля индульгенциями и соблюдение целибата.

В 1516 году Эразм Роттердамский выпустил свое первое издание Нового Завета на греческом языке — первый печатный текст Христианских Греческих Писаний. В труд Эразма входили обширные примечания, а также его собственный перевод Христианских Греческих Писаний на латинский язык, который отличался от Вульгаты.

Новый Завет Эразма Роттердамского

Спустя какое-то время он решил пересмотреть свой перевод, в результате чего в нем появились еще более существенные отличия от текста Вульгаты. Одно из них — 1 Иоанна 5:7. В свое время, чтобы поддержать небиблейское учение о Троице, в этот стих в тексте Вульгаты были добавлены слова, известные как «Иоаннов стих» (comma Johanneum).

Он гласит: «На небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Эразм же не включил эти слова в свои первые два издания Нового Завета, потому что их не было ни в одной из греческих рукописей, к которым он обращался. Однако позднее под давлением Церкви ему пришлось включить их в свое третье издание.

Греческий Новый Завет в изданиях Эразма лег в основу улучшенных переводов Библии на европейские языки. Мартин Лютер, Уильям Тиндал, Антонио Бручоли и Франсиско де Энсинас воспользовались изданиями Эразма при переводе Греческих Писаний на немецкий, английский, итальянский и испанский языки соответственно.

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский жил в период бурных религиозных волнений, и его греческий Новый Завет стал неоценимой помощью для протестантских реформаторов. Некоторые считали реформатором самого Эразма, но только до тех пор, пока мощная волна Реформации не захлестнула Европу.

Эразм отказался занимать чью-либо сторону в религиозных дебатах. Более ста лет назад ученый Дэвид Шафф написал об этом удивительном человеке: «Он умер в изоляции, не имея сторонников. Католикам он был не нужен.

Протестантов он отверг сам». Его книги были сожжены оппонентами в некоторых странах Европы, и многие годы его труды были включены в список литературы, запрещенной римскими папами.

Статья «Эразм Роттердамский»

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/11/blog-post_25.html

Роттердамский Эразм

Эразм Роттердамский — крупнейший гуманист Северного Возрождения и представитель светской гуманистической интеллигенции. Он родился в Голландии в 1469 году, в доме служанки и священника. Его родители умерли очень рано.

Читайте также:  Автоматическое изменение громкости рингтона на android - хитрые советы

Когда парню исполняется 18 лет, опекуны отправляют его послушником в монастырь на шесть лет, где он изучает древние языки. Находя удобный случай, он сбегает из монастыря.

Вскоре он знакомится с сочинениями Лоренцо Валы и других писателей Италии и переходит на сторону гуманистического движения, которое стремится возродить античные идеалы красоты, добродетели, совершенства и истины.

В 1492 — 1499 года Эразм продолжает учиться в Париже. Хоть он и числится студентом богословского факультета, но он не занимается богословием, а упорно грызет гранит науки античной литературы. Он знакомится там с гуманистами Парижа. В 1499 году переезжает в Англию.

Там он вступает в Оксфордский кружок гуманистов. Именно там начинает формироваться философско-этическая система Эразма. С 1521 — 1529 года юноша обосновывается в Базеле, где создает кружок гуманистов и связывает себя с Германией.

Благодаря своим путешествиям Эразм стал «гражданином мира».

На рубеже 15- 16 веков в течении многих десятилетий юноша пользуется большим авторитетом в передовых европейских кругах. Его слово ценится на вес золота.

В своих словах он воплощал дух новейшей ренесансснсной культуры, которая победоносно шествовала по странам Европы.

Еще в 14 веке в Италии были заложены основы этой культуры в творениях Боккаччо и Петрарки — самых первых величайших гуманистов нового времени.

Начинается процесс освобождения человека от мировоззрения Средневековья, которое подчинено сословно-корпоративным нормам и церковной догме. Именно там классическая древность, которая озарена языческими мифами, впервые становится боевым знаменем гуманизма и школой высокой человечности и эстетического совершенства.

Современники того времени хорошо понимают, какую огромную ведущую роль в культурном перевороте играет Эразм Роттердамский. Его единомышленников и учеников без труда можно было встретить в Германии и Англии, в Нидерландах и во Франции, в Италии и Венгрии, в Польше и Испании.

Голландец по происхождению, Эразм не принадлежит какой-нибудь одной стране, он принадлежит всей передовой Европе.

С помощью его литературного языка доводится до совершенства классический латинский язык, который отличает профана от образованного гуманиста и дает возможность свободно беседовать с любым культурным человеком из любой страны.

На протяжении достаточно длительного времени Эразм является признанным главой гуманистов Европы, подобно Вольтеру.

Биография Эразма Роттердамского достигает своего пика. Слава этого человека основывается не только на его образованности, но и на том, что он замечательный знаток античных текстов, дальновидный и умный педагог и тонкий филолог.

Он становится властителем дум потому, что всей своей неугомонной и неутомимой деятельностью содействует освобождению человеческого духа от очень сковывающих вековых пут.

Он уверен в том, что с духовного раскрепощения начинается великое обновление всего мира, который так погряз в несправедливости и в невежестве.

Он верит в прогресс, но не будучи сторонником политических и социальных катаклизмов, все свои надежды он возлагает на могучую силу человеческого разума, свет которого разгоняет тьму неразумия и сокрушает такие уродливые его порождения, как безумие войны, религиозный фанатизм, бессердечный эгоизм и все то, что несовместимо с идеалом настоящей человечности.

В мировоззрении Эразма конечно немало утопического и наивного, но его уверенные слова громко звучат и находят отклик в сердцах и умах людей, которые вступают в эпоху Возрождения.

Эразм вовсе не является «прекраснодушным» мечтателем. Свои труды и усилия он всегда направляет на конкретно поставленные цели. Все, что он делает, приносит людям пользу.

Эразм ясно видит темные стороны реальной жизни и смело указывает на них в своих творениях «Разговоры запросто» и «Похвала глупости». У него острый глаз.

Его характеристики и зарисовки поражают многих своей точностью и реалистической четкостью.

Манускрипты и книги, бесспорно, играют очень большую роль в жизни Эразма, но при всем при этом он не ведет затворническую жизнь. Он странствует по странам Европы и встречается с множеством людей.

Эразм, непосредственно, сталкивается с прозой жизни, которая окружает его со всех сторон. На все это указывают многочисленные письма Эразма, которые представляют большой интерес для тех, кто изучает бытовой и духовный уклад Европы того времени. Как раз из-за того, что он имеет очень яркое представление о пороках и недостатках мира, он стремится к его обновлению.

Идея широкого обновления мира должна распространяться и на церковно-религиозную сферу, которая во времена Эразма продолжает занимать важное место в жизни народов Европы.

Несомненно, что своей неустанной деятельностью Роттердамский прокладывает путь для Реформации, о которой он так мечтает. Она ему представляется, как какое-то нравственное преображение мира, где изгнано схоластическое суемудрие, нелепые предрассудки, различные виды мрачного фанатизма, стяжательство, унижающее людей и другие виды проявления неразумия.

Изначально реформация начинается в Германии, а потом и в других северных странах Европы. Но оказалось, что это совсем не та Реформация, о которой так мечтал Эразм.

Он не только не гасит пламя религиозного фанатизма, она раздувает его до самых крайних пределов, превращая в пожар, беспощадно сжигающий нежные поросли гуманистической культуры и католические монастыри.

А почему же так случилось? Почему такое благородное усердие известного гуманиста не приводит к поставленной цели? В чем заключается его ошибка? А она заключается в том, что в реальности мир гораздо сложнее, чем тот мир, который существует в представлении Эразма.

Для него эти противоречия сводились к противоречию между неразумием и разумом, варварством и культурой, невежеством и образованностью. Стоит только потеснить варваство и умножить культуру, как перевешивает разум, и человечество вступает в счастливую пору благоденствия и гармонии.

Эразм не был чрезмерно доверчивым. В «Похвале глупости он указывает на то, что человеческий путь и путь исторического прогресса не всегда совпадают с разумным путем. Но он стремится идти по разумному пути и других призывает следовать за ним.

Только отгремели выстрелы рыцарского восстания, как вспыхивает Великая Крестьянская война 1525 года, которая до основания потрясает Германию. В этом большом антифеодальном движении принимают участие большие массы городских плебеев и крестьян.

Бюргерская Реформация превращается в народную Реформацию, что вызвало свирепую ярость у Мартина Лютера, который является вождем бюргеров.

Он питает большую ненависть к радикальным деятелям народного движения, которые стремятся осуществить множество глубоких социальных преобразований, выходивших за границы собственнического уклада.

Бюргерство, напуганное таким неожиданным народным движением, отказывается от народной реформы. Оно помогает реакционным силам взять верх над антифеодальным освободительным движением. Революция утоплена в крови. Начинается пора жесткой феодальной реакции.

Эразм не может себя чувствовать уверенно и хорошо в этой напряженной трагической обстановке. Ему кажется, что Госпожа Глупость, несмотря на все его усердия, необычайно растет и крепнет.

Он хочет открыть людям Евангелие мира и любви, а оно, находясь в руках реформаторов, превращается в окровавленные мечи, сеющие гибель и раздоры.

Перед лицом мудрой богини Минервы не отступают тирания и фанатизм.

При всех человеческих слабостях Эразма, при его одностороннем подходе к миру, он все равно остается великим и могучим. А все его величие сосредоточено в его удивительной и непоколебимой стойкости, в том, что он не отрекается от своих гуманистических принципов.

Стефан Цвейг — известный австрийский писатель в 1935 году создает свою книгу под названием «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» в очень трагической обстановке. В 1933 году в Германии к власти приходит нацизм, который открыто глумится над заветами и идеалами гуманизма, которые так близки Цвейгу.

Этот стойкий «гражданин мира» Эразм, всегда заботился о благосостоянии всего мира, не имеющего ясно намеченных целей.

Эразм умер в Базеле в 1536 году, ночью с 11 на 12 июля.

Источник: http://biblioman.org/authors/erazm/

Ссылка на основную публикацию