Прокачиваем процесс обучения до 80 уровня с помощью instudies — хитрые советы

5 способов прокачать интеллект

Прокачиваем процесс обучения до 80 уровня с помощью instudies - хитрые советыПрокачка мозга Автор: Кристина Чернова |  7 июля 2017, 10:50

Есть мнение, что ваши интеллектуальные способности не зависят от вас, так как они предопределены генетически. Когнитивный исследователь Андреа Кушевски не согласна с этим и предлагает множество способов прокачать интеллект – для тех, кто не родился Альбертом Эйнштейном или Эндрю Уайлсом.

Рабочая память в помощь интеллекту

Прежде всего, давайте разберемся с терминами.

Мы говорим не только об увеличении количества информации, которую вы можете накапливать – то есть о том, что в теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла называется подвижным интеллектом.

Нам важен также кристаллизовавшийся интеллект, который отвечает за изучение и сохранение новой информации и использование этого знания для решения какой-либо проблемы или освоения нового навыка.

В 2008 году было опубликовано исследование «Совершенствование подвижного интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти» (Ягеги, Бушкуэль, Джонидес и Перрига). Оно продемонстрировало, что интеллект можно значительно увеличить посредством тренировок.

Испытуемые интенсивно тренировались, выполняя мультимодальные (визуальные и аудиальные) упражнения на развитие рабочей памяти. Как и следовало ожидать, после серии тренировок их результаты улучшились.

Более того, участники эксперимента перенесли свои навыки на совершенно иную когнитивную задачу и успешно их применили.

Таким образом, рабочая память в значительной степени коррелирует с интеллектом: как с подвижным, так и с кристаллизовавшимся. И чтобы использовать ваш разум по максимуму, необходимо тренировать рабочую память. Вот несколько лайфхаков.

1. Ищите новую информацию

Гении вроде Эйнштейна были эрудитами или полиматами – то есть, их интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной областью знаний. Они постоянно совершенствовались в разных направлениях. В 1961 году на основании работ психологов П. Коста и Р.

Мак-Кра была разработана пятифакторная модель личности, в которую входят следующие компоненты: экстраверсия-интроверсия, уживчивость, конформность, эмоциональная стабильность и открытость – фактор, характеризующий все, что связано с мышлением человека и его способностями к обучению. Это единственный фактор из «Большой пятерки», который коррелирует с IQ.

Люди с высоким показателем открытости постоянно ищут новую информацию, направления обучения и стремятся получать разнообразный опыт.

Когда вы получаете новый опыт, в вашем мозге происходит несколько ключевых процессов. Прежде всего, каждое новое действие создает новые синаптические связи. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают ваш опыт, каким бы он ни был.

Это свойство мозга называется нейропластичностью. Тема недавнего исследования – нейропластичность как фактор индивидуальных различий в интеллекте: сколько связей образуется между нейронами, как они влияют на образование новых связей и насколько они долговечны.

Все эти параметры показывают, сколько новой информации вы можете получить, обработать и усвоить. Таким образом, получение нового опыта создает связи между нервными клетками и увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами.

Кроме того, приобретение нового опыта увеличивает выработку допамина, что повышает мотивацию и стимулирует нейрогенез – создание новых нейронов.

Исследователи из Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировки рабочей памяти в течение 5 недель наблюдалось увеличение потенциала связывания допамина в префронтальной и теменной областях мозга.

Конкретный рецептор допамина D1, связан, помимо прочего, с ростом и развитием нервной системы. Увеличение пластичности, позволяющее увеличить связывание этого рецептора, позволяет максимизировать вашу познавательную деятельность.

Поэтому расширяйте горизонты: учитесь играть на гитаре, рисуйте, ходите в музеи, читайте научно-популярных статей. Станьте информационным наркоманом.

2. Бросьте себе вызов

Если вы решаете стопки судоку и часами играете в развивающие игры, вы не станете умнее. Вы просто научитесь в них играть. Когда вы освоите одно из когнитивных действий в играх по тренировке мозга, вам нужно перейти к новой, более сложной игре.

Ученый Ричард Хайер проверил, возможно ли улучшить способности к познанию, интенсивно тренируя новые когнитивные навыки в течение нескольких недель.

У людей, никогда не игравших в тетрис, после нескольких недель за игрой увеличилась толщина и активность коры головного мозга. О росте активности свидетельствовало увеличение количества глюкозы в этой области.

Во время тренировок мозг потреблял много энергии и наращивал толщину коры, что означало увеличение нейронных связей. Ну и приятный бонус: участники эксперимента стали виртуозно играть в тетрис. Круто, правда?

Но есть проблема: после первоначального взрывного роста началось снижение толщины коры и количества глюкозы, используемой в ходе тренировок. Это никак не повлияло на умение играть в тетрис, но активность мозга во время игры уменьшилась.

Дело в том, что мозг начал лениться, как только понял, как надо играть в тетрис. Он стал более эффективным, и ему больше не нужно было тратить столько энергии. Поэтому вам нужно постоянно изменять как уровень сложности, так и род деятельности. Вы должны постоянно находиться в состоянии легкого дискомфорта.

Если вам что-то легко дается, это не значит, что вы по-настоящему круты.

3. Думайте творчески

Вам не обязательно писать портреты или сочинять музыку как Вангелис, мы имеем в виду творческую работу мозга. Вопреки распространенному мнению, это не означает, что вы должны «думать правым полушарием».

Творческое мышление включает в себя дивергентное или расходящееся мышление (широкий круг тем / предметов), создание удаленных ассоциаций между идеями, переключение между традиционным и нетрадиционным мышлением (когнитивная гибкость) и генерацию оригинальных, новых идей.

Это необходимые навыки для любой деятельности, и чтобы эффективно их использовать, вам нужно задействовать оба полушария.

Несколько лет назад Роберт Штернберг, бывший декан в Университете Тафтса, открыл центр PACE (Психология cпособностей, компетенций и экспертных знаний) в Бостоне.

Штернберг стремится не только понять основную концепцию интеллекта, но и найти способы, которыми любой человек может максимизировать свой интеллект посредством обучения, особенно обучения в школах.

В рамках исследования The Rainbow Project он создал новаторские методы творческого обучения в классе и разработал особые процедуры оценки знаний учеников. Тестирование было построено так, чтобы студенты не просто запоминали факты, но подходили к проблемам творчески, практически и аналитически.

Он провел исследование, чтобы проверить эффективность этих методов. Результаты были впечатляющими.

В среднем учащиеся тестовой группы (те, кто участвовал в творческих методах) получали в школе более высокие оценки, чем контрольная группа (где преподавали с использованием традиционных методов и оценок).

Также тестовая группа набрала больше очков, чем контрольная группа, в обычном тесте. В общем, к обучению нужно подходить творчески. Забудьте про зубрежку.

4. Делайте что-то трудное

Эффективность ваш заклятый друг, если вы хотите стать умнее. Многое в жизни мы стремимся сделать с меньшими временными затратами и затратить на это как можно меньше физической и умственной энергии. Но для вашего мозга в этом нет смысла.

Технологии делают многое проще и эффективнее, но иногда от этого страдают наши когнитивные навыки. Конечно, добираться до работы на машине гораздо проще, и это не требует от вас особых физических затрат.

Но если вы откажетесь от ходьбы и будете ездить на машине в магазин за углом или кататься на сигвее даже по своей квартире, ваши мышцы, скорее всего, атрофируются, вы наберете вес и состояние здоровья ухудшится.

То же самое и с мозгом.

К примеру, мы постоянно пользуемся GPS-навигатором. Для тех, кто может заблудиться в трех соснах, это изобретение века. Однако теперь попробуйте найти какой-нибудь клуб или магазин без навигатора. Скорее всего, вы обнаружите, что вы стали ориентироваться еще хуже.

Предлагаем вам на время отказаться от навигатора и воспользоваться обычной картой. Первые недели будет сложно, вы будете всюду опаздывать – но вскоре вы поймете, что стали петлять в поисках нужного адреса гораздо реже.

Программы для перевода мешают вам полноценно работать с языком, и вы начинаете его забывать – поэтому попробуйте самостоятельно прочитать и перевести текст со словарем прежде, чем вставлять его в заветное окно перевода. То же самое касается проверки орфографии и автокоррекции.

Держите под рукой приложения, но не пользуйтесь ими, не зная меры. Ваш мозг будет благодарен.

5. Общайтесь

Посредством общения с другими людьми – как через социальные сети, так и лично – вы упростите первые четыре задачи. Окружая себя новыми людьми, идеями и регулярно меняя обстановку, вы открываете себе новые возможности для когнитивного роста.

Читайте также:  Летние десерты: ледяные бананы в шоколаде - хитрые советы

Общение с людьми, которые могут превосходить вас в чем-то, дает вам возможность посмотреть на проблему с другой стороны или открыть что-то, о чем вы даже не думали раньше. Стивен Джонсон, автор книги «Откуда берутся хорошие идеи», обсуждает важность групповой работы и налаживания связей для продвижения новых задумок.

Основное преимущество общения в том, что все его участники получают новый опыт. Поэтому совместный труд – это отличная возможность для прокачки мозга. Не замыкайтесь в себе.

Оригинал статьи

  Поделиться   Поделиться

Источник: https://futurist.ru/articles/1042-5-sposobov-prokachaty-intellekt

9 секретов эффективного обучения/самообучения (учебного процесса)

С приближением теплых деньков об учебе в школе или университете думается все меньше и меньше. На самом же деле процесс обучения не оканчивается никогда. Как только мы останавливаемся в собственном развитии, с этого же мига начинаем деградировать.

И дело вовсе не в том, ходим ли мы в учебное заведение или нет. Учеба — универсальное занятие, для которого не нужны ни студенческие аудитории, ни зачетные книжки или дневники, ни строги преподаватели или инструкторы.

О том, как правильно учиться (в общем смысле этого слова), мы и хотим поговорить на страницах сайта http://todid.ru, т.к. все большее количество людей начинает понимать, что суть учебы не в затраченных на нее часах, а в эффективности, результативности и объеме полученных знаний и навыков.

Нижеследующие рекомендации пригодятся всем и каждому, кто желает действительно получить новую информацию, повысить собственный уровень эффективности в учебе, не зря провести школьные или студенческие годы. А есть учесть, что все мы ведем безостановочное обучение даже в ходе обыденного каждодневного жизненного уклада, то эти правила становятся универсальными!

Учимся учиться правильно: что делать

1. Хорошенько выспаться

Основное правило для тех, кто собирается учиться. Рассчитайте время утреннего подъема и не засиживайтесь заполночь в бесполезных социальных сетях, бесконечных сериалах или бессмысленных онлайн-играх. В действительности, реальность куда интереснее картинок на экране!

Постарайтесь лечь спать таким образом, чтобы время сна составляло 9-8 полных часов, за которые организм сможет набрать резерв сил для следующего учебного дня. Учеба подразумевает активную умственную деятельность, а постоянное желание спать только мешает этим процессам.

Факт: сонный или не выспавшийся человек не может быть эффективным ни в одном начинании.

2. Позавтракать

Энергетический заряд организма — важная составляющая в процессе учебы. И если мы привыкли кушать глубоко заполночь, а следующий день проводить без завтрака, этот порядок лучше пересмотреть. Завтрак — это однозначный заряд бодрости, дающий организму силы как минимум до обеда.

Факт: как только начинает работать желудок, «заводится» весь организм человека, и каждая частичка тела (включая мозг) получает новые силы и ресурсы.

3. Начинать заранее

Рассмотрим 2 примера. В первом случае мы приходим в класс за 5 минут до начала занятий, а во втором — на 5 минут опаздываем. В какой ситуации мы более предрасположены к получению новых знаний? Ответ очевиден.

Начиная подготовку еще до наступления процесса обучения, мы изначально настраиваемся на степенный ритм приема новой информации. В этот момент все сторонние мысли отходят на второй план, повышается наша умственная эффективность. Вот для такой эмоциональной и мозговой «самонастройки» и нужно приступать к занятиям несколько раньше их непосредственного начала.

4. Уточнять, переспрашивать

Находясь за партой в классе или аудитории, переспросить и уточнить неясные моменты, действительно, просто. Но как быть в случае с самостоятельным обучением на дому?

На этот счет рекомендуем обратиться к Интернету и использовать скрытые в нем ресурсы для решения поставленных задач. Так, в Сети существует громадное количество всевозможных форумов, блогов с комментариями, вопросников, сервисов ответов, где можно задать любые вопросы на самые специфические темы. Отыскать подходящий сайт не составит труда, добавив поисковый запрос словами:

  • форум — например: «форум психологов», «форум математиков» и др.;
  • ответы — например: «ответы психолога», «ответы математиков» и др.;
  • помощь онлайн — например: «помощь психолога онлайн», «помощь математика онлайн» и др.

Отобрав те сайты, где действительно можно задать вопрос, мы получим все желаемые ответы, не выходя из дома!

5. Помощь друга

Нередко случается, что самый рядовой студент способен изложить материал более доступно и понятно, чем преподаватель. Аналогичное утверждение действует в любой сфере обучения.

Например, при изучении тонкостей той или иной программы, при затруднениях с решением конкретных задач, стоит вспомнить: а кто из наших друзей или знакомых разбирается в этой тематике? Прямо обратившись за помощь (через социальные сети или по телефону) к конкретному квалифицированному человеку, можно рассчитывать на получение исчерпывающего ответа.

Факт: все люди ищут единомышленников, и найдя такового в нашем лице, с удовольствием подскажут нужные направления развития, укажут на ошибки и неточности, что в значительной степени повысит эффективность обучения.

6. Начинать со сложных задач

Имеется в виду, что процесс обучения требует много сил и энергии. Если учесть, что наибольшее количество такой энергии в нас присутствует утром, а не усталым вечером, то сложные задачи лучше решать в первую очередь.

Кроме того, освоение сложных задач повышает самоуверенность и мотивирует к быстрому решению всех мелких проблем, несопоставимых с теми делами, что нам уже удается совершить. С другой стороны, начав с мелочей, мы можем так и не добраться до выполнения объемных задач первостепенной важности.

7. Организовывать учебный день

Планирование — это лучший способ реализации всех нужных дел и заданий. Без гибкого плана мы постоянно отвлекаемся по мелочам, в конечном итоге растрачивая весь день на бессмысленные и бесцельные поступки.

Организация также способна помочь в борьбе с забывчивостью и неорганизованностью. А значит, столь ценную методику нельзя игнорировать!

8. Меньше, но чаще

Не сложно понять, что ежедневные 20-тиминутные занятия гораздо эффективнее обучения по 20 часов один раз в неделю. Регулярность занятий позволяет поддерживать умственный и физический настрой на протяжении всей недели, вместо того, чтобы заниматься от случая к случаю.

С учетом целесообразного планирования, выделить 20 минут в день не составит труда, тогда как 20 часов не уместятся ни в какие наши планы. Регулярность занятий, кроме всего прочего, повышает их эффективность, и данный факт давно доказан психологами.

9. Делать перерывы

Действительно, когда к концу недели накапливается масса нерешенных задач и заданий, отдыхать уже некогда. Но если заниматься учебой регулярно, то для отдыха остается предостаточно времени.

А отдыхать от умственного труда нужно! Незначительные регулярные перерывы позволяют снять умственное напряжение и взглянуть на ситуацию новым свежим взглядом, что крайне необходимо при решении сложных задач.

Оптимальное время учебы и отдыха — 1 перерыв за 30 минут. Фактически все, чем мы заняты более получаса, начинает тут же забываться и путаться, существенно усложняя обучающий процесс. Небольшие пятиминутные перерывы каждые 30 минут мозговой деятельности повышают эффективность учебы, способствуют запоминанию и усваиванию материала!

Источник: http://todid.ru/teach/694-9-sekretov-effektivnogo-obucheniyasamoobucheniya-uchebnogo-processa.html

Level Up — система мотивации и прокачки человека

Ты хочешь начать новую жизнь. Ставишь перед собой цели, задачи. Но проходит какое-то время, а ничего не меняется. Всё то, к чему ты так стремился, забылось. Ты продолжаешь поздно ложиться и поздно вставать, забиваешь на зарядку, неправильно питаешься, … (в этот список каждый может подставить что-то своё).

Почему так происходит? Не хватило мотивации, засосала повседневная суета, не нашлось времени, слабая сила воли, … (любая другая отмазка). В глубине души мы всегда понимаем, что сами во всём виноваты.

И поэтому ругаем себя. Разозлившись, мы с новыми силами бросаемся в бой за свои мечты, вновь стремимся воплотить их в жизнь.

Но проходит время… И опять всё тоже самое! ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ!!! ? Как с этим бороться?

Как правило, мы позорно покидаем поле боя. Тихо смиряемся со своей неудачей и утешаем себя тем, что уже слишком поздно меняться. Наши привычки сильнее, меняться уже поздно… «Сорян, бро, может в следующей жизни получится…» — услужливо поддакивает наш мозг. Неужели это всё? ? Неужели вот так всё закончится?

Читайте также:  Как проверить свой уровень знания английского - хитрые советы

На самом деле, выход есть. Проиграно сражение, но не война! ?

Возможно, вы слышали про такое явление, как игрофикация — использование элементов игры для решения задач.

Вы играли в игры жанра RPG? Это когда прокачиваешь навыки и умения своего персонажа, повышаешь уровень и получаешь заслуженные награды.

Как правило, в такие игры очень быстро втягиваешься, процесс увлекает, и ты раз за разом заходишь в игру, чтобы развиваться и совершенствоваться.

А что если применить игрофикацию к достижению целей и закреплению полезных привычек?

Именно это и сделали создатели Левел Апа — Илья Благов и Вера Калугина. Скажу сразу — получилась просто бомба в области самосовершенствования.

Level Up. Что это такое?

Встречайте! LevelUp — революционная система мотивации и прокачки человека, тренировки навыков и умений, закрепления полезных привычек.

LevelUp система мотивации и прокачки человека (компактная версия)

Вот что написано на сайте создателей Левел Апа:

Давайте же разберёмся подробнее с механизмом работы этого инструмента на простых примерах.

Принцип работы

Познакомьтесь — это Гена. Обычный парень с классической пятидневкой и целой повозкой вечно отложенных дел.

А это Даша. У Даши всегда есть новые проекты/встречи/идеи, а еще нужно постараться успеть на модные выставки, уследить за современными тенденциями. И как-то постараться не забыть действительно важные вещи.

Level Up позволяет развивать свои навыки и умения в игровой форме.

Принцип работы прост, я бы даже сказал элементарен.

А что внутри?

Давайте посмотрим, что собой представляет LevelUp. Начнём с главного — основного поля. Это ПВХ-доска с приятной на ощупь матовой ламинацией, которая не бликует от освещения. Размер: 40 см * 30 см * 0.4 см. Крепится на стену и своим крутым видом привлекает внимание. Повесив LevelUp на видном месте, вы больше не сможете сачковать. Да, да, вы не ослышались, назад пути не будет: хочешь — не хочешь, но придётся развиваться

Источник: https://sizozh.ru/level-up-sistema-motivacii-i-prokachki-cheloveka

7 принципов, которые нужно знать начинающему программисту

Эта статья — не самоучитель по кодингу. И не пост о том, «какой язык программирования выбрать». Если вы хотите понять, насколько вам интересно изучать мир кода, то более важным вопросом будет: что такое программирование? Как выглядит программирование изнутри? Совместимы ли я и программирование?

Принцип «логика, а не математика»

Одно из величайший заблуждений у начинающих программистов — это то, что в программировании полно математики. Если вам кажется, что занятие программированием заставит вас снова вспомнить о школьных знаниях тригонометрии, алгебры и т.п., то вы ошибаетесь. Такая математика редко встречается в программировании.

По опыту из «чисто математических» вещей встречаются, например, порядок операций в выражении и система координат. Ничего особо сложного. Логики, напротив, очень много.

Необходимость думать наперёд, понимать, в каком порядке выполнять действия и как контролировать этот поток, пронизывает все аспекты программирования.

Если у вас есть способность к логике, то вам будет легко начать справляться с программистскими задачами.

Принцип «поймать падающую звезду»

На программирование можно смотреть, как на запуск множества «процессов» — как бы принуждение компьютера «делать работу за вас» — и управление этими процессами. В программировании процесс часто выдаёт некий результат. Результатом может быть файл, но может быть и нечто попроще, например строка, или число.

Проблема в работе с процессами заключается в том, что если вы ничего не делаете с их результатами, то они просто растворяются. Говоря литературно, «уходят в небытие», никогда не воссоздаются, очень похожи на звёзды, которые сверкают на небе и исчезают. Другими словами, вам надо «поймать их».

Если вы создаёте что-то с помощью процесса, вам надо схватить его, или вы его потеряете. Вот где в игру вступают переменные — как способ «запечатлеть» результаты процесса. Этот принцип сильно помогает понять, что такое программирование, на ранних этапах обучения. И если вы рано его ухватите, то найдёте его очень полезным.

Принцип «словаря»

В программировании есть много «типов». Представляйте типы как строительные блоки языка программирования. Один из типов — это строка, или коллекция символов внутри кавычек. И «яблоко», и «апельсин» — это строки. Их можно, например, объединить и сделать «яблокоапельсин».

Числа — это другой тип. Числа можно складывать, вычитать, умножать (помимо остальных действий). Затем идут «массивы» — множество объектов в определённом порядке.

[«Первое», «идёт», «перед», «вторым»], например, является массивом с первым элементом «Первое» и последним элементом «вторым».

Но, возможно, одним из самых мощных типов является «хэш», или пара «ключ-значение». Хэш имеет много названий. В Ruby это «hash». В JavaScript он называется «object» (объект). Возможно, лучшее имя ему дал Python: «dictionary» (словарь). Если немного подумать, то словарь это и есть набор ключей (слов), указывающих на свои значения.

Но почему это имеет значение? Оказывается, такая структура часто нужна для хранения данных. Например, таким образом можно упаковать информацию о человеке:

{«first_name» => «Jonathan», «last_name» => «Richards», «nationality» => «British»
}

Есть ключи  «first_name» (имя), «last_name» (фамилия) и т.д. Это как бы свойства, или атрибуты человека. Можно ещё добавить «hair_colour» (цвет волос), «age» (возраст), или «gender» (пол).

И каждый из этих ключей имеет значение. Значительная часть программирования связана с определением форматов структур данных.

И пары «ключ-значение» становятся ценнейшим оружием в арсенале, поэтому полезно понять, как они работают, как можно раньше.

Принцип «матрёшек»

В программировании полно объектов, которые находятся внутри объектов внутри других объектов. Программируя, вы часто обнаруживаете, что пытаетесь структурировать данные, и часто эти структуры содержат внутри себя другие структуры.

Добавим в предыдущий пример свойство «siblings» (братья/сёстры):

{«first_name» => «Jonathan»,
 «last_name» => «Richards»,
 «nationality» => «British»,
 «siblings» => {
               «brothers» => [Matthew, Pete, Simon],
               «sisters» => [«Fiona», «Mary»]
               }
}

Этот принцип вы будете встречать на протяжении всего программирования. В HTML одни элементы включают в себя другие элементы:

Источник: https://tproger.ru/translations/seven-principles-beginner-should-know/

Запомните все! 6 принципов эффективного обучения

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

  • Как изучать нечто новое? Помните 3 простых правила

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации. 70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.

На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино.

Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха.

В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга
Читайте также:  У вас цифро-зеркалка? windows вам в помощь! - хитрые советы

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится.

Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку.

Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

  • Как бороться с информационной перегрузкой и запоминать 90% необходимого?

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний.

В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон.

Эксперимент университета Калифорнии (The University of California) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

  • Почему дневной сон повышает продуктивность: данные исследований NASA

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или депривацию (deprivation).

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

Последствия долговременной депривации сна:

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

  • Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал?

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций», — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

  • Память, острая как бритва, или 6 научных способов помнить больше

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt).

Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения.

Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех».

Высоких вам конверсий!

По материалам blog.pickcrew.com, image source daviidsaavedra 

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2015/04/03/zapomnite-vse-6-principov-effektivnogo-obucheniya/

Ссылка на основную публикацию