Злодей недели: родион раскольников — хитрые советы

Преступление и наказание

Злодей недели: Родион Раскольников - хитрые советы       В моей юности роман Достоевского «Преступление и наказание» был самым нелюбимым школьниками произведением русской классической литературы. Натурально, вызывал отвращение даже у читающих учеников.

У тех, кто был знаком с другими творениями классика, возникал опрос о причинах включения в школьную программу «Преступления и наказания». Ведь есть же у него вещи получше.
       Причина сугубо педагогическая: отвратить детей от уголовщины. Автор изобретает ужас состояния душегуба.

Будучи знаком в каторге с настоящими убийцами, Достоевский зачем-то выдумывает совершенно неправдоподобную историю.
      Рассмотрим хронологию действий Раскольникова.

День 1

      Раскольников приходит к старухе-процентщице на рекогносцировку. Несмотря на волнение, он прикидывает, как будет совершать убийство. Мотив такой: тварь я дрожащая или право имею убивать во имя собственного величия.

      После старухи Раскольников идёт в пивную, где знакомится с алкоголиком Мармеладовым. Разговор идёт о нелегкой жизни алкоголика, из-за которого жена и малые дети голодают, а семнадцатилетняя дочь становится проституткой.

День 2

      Раскольников получает письмо от матери, читает его и отправляется на прогулку для размышления. В письме две главные новости.

Во-первых, его сестра, Авдотья Романовна скомпрометирована помещиком Свидригайловым, в доме которого работает гувернанткой, и полностью оправдана с помощью супруги помещика.

Во-вторых, его сестра выходит замуж за господина Лужина из расчёта помочь брату устроиться в жизни.

      По дороге Раскольников устает и ложится спать под куст.
      После сна он отправляется домой, но делает круг через Сенную площадь. Там он узнает случайно, что старуха-процентщица завтра будет дома одна в семь часов пополудни. В это время её очень удобно убить.

День 3

      Раскольников спит до обеда. После сна лежит на диване в размышлениях до шести вечера. Потом он торопливо готовится к преступлению: пришивает под пальто петлю для топора и крадет у дворника сам топор.

      Придя к старухе, Раскольников совершает двойное убийство с целью ограбления. Первая жертва — ростовщица, вторая жертва — её сестра, некстати вернувшаяся домой.
      Раскольников берёт на ограблении гораздо меньше, чем мог бы. Его едва не застали на месте, но обошлось.                  
        Вернувшись домой Раскольников подбросил топор назад дворнику и лег спать.
      Это история преступления. Человек без определённых занятий, но со странными убеждениями (говоря по правде, восторженный идиот) совершает двойное убийство с целью ограбления.
      Наказание по задумке автора наступает немедленно.

День 4

      Раскольников спит до обеда. Во сне мучается вопросом, нет ли против него улик. Его будит прислуга известием о вызове в полицию.

      В полиции обнаруживается, что хозяйка комнаты, в которой живёт Раскольников, обратилась с заявлением в связи с долгами по квартплате. Ничего особенно страшного ему не грозит. Его просят только выдать письменное обязательство заплатить долг.
      Случайно услышав разговор о своём преступлении, он падает в обморок.
      Возвратясь домой, Раскольников собирает награбленное и прячет его под камнем в каком-то переулке. При этом он не составляет описи и даже слабо представляет сколько и чего украл. После камня Раскольников навещает своего университетского товарища Разумизина.
      Придя домой Раскольников сваливается в горячку и бред от нервного напряжения.
      Пару дней болеет, но потом приходит в себя и обнаруживает, что с ним нянчится Разумихин. Университетский товарищ подыскал доктора.

День 7

      Раскольников получает денежный перевод от матери, крайне неучтиво общается с женихом своей сестры Лужиным (он зашёл познакомиться) и отправляется в трактир.

      В трактире он встречает знакомого полицейского, которому намекает, что это он убил старуху-процентщицу и её сестру.
      После трактира Раскольников отправляется на квартиру к старухе, где уже идёт ремонт. Там он не скрывает осведомленности о бывших здесь событиях.
      По дороге домой Раскольников встречает своего знакомого алкоголика Мармеладова. Он попал под экипаж и получил очень серьёзные травмы. Раскольников распоряжается перенести его домой. Дома, в присутствии жены и детей, Мармеладов умирает.
      Раскольников отдаёт полученные от матери деньги дочери Мармеладова Соне, которая стала проституткой, чтобы прокормить семью.
      Придя домой, Раскольников застаёт у себя сестру и мать, которые приехали в Петербург из провинции для женитьбы сестры и новой прекрасной жизни.

День 8

      Раскольников отправляется к Порфирию, следователю по делу о двойном убийстве. В качестве предлога использовано то обстоятельство, что Раскольников был клиентом ростовщицы. Предметом разговора является странное мнение Раскольникова, что одним людям можно убивать ради своего величия, а другим людям убивать нельзя.

      Придя домой, Раскольников ложится спать и размышлять. К нему наведывается Свидригайлов, прожжённый уголовник, состоятельный и уважаемый член общества. Он удачно овдовел и теперь снова желает ухаживать за сестрой Раскольникова.
      После разговора со Свидригайловым Раскольников отправляется на квартиру к матери и сестре, куда должен был явиться и Лужин. За ужином сестра объявляет о разрыве помолвки по причине того, что Лужин — редкая свинья. После матери Раскольников идёт к Соне Мармеладовой и обещает ей рассказать, кто убил старуху-процентщицу и её сестру.

День 9

      Раскольников отправляется к Порфирию, который давно уже подозревает Родиона Романовича. Умело сыграв на нервах подозреваемого, следователь почти доводит негодяя до признания. Но тут врывается другой человек и берёт вину на себя. Мотив самооговора — религиозный фанатизм.

День 10

      В этот день хоронят Мармеладова. На поминках жуткий скандал. Лужин (по странности он живёт в одном доме с семьёй Мармеладовых) подбрасывает Соне сто рублей и обвиняет её в воровстве.

Раскольников защищает Соню и разоблачает мерзавца. Мерзавец близок к тому, чтобы быть побитым гостями, но обошлось.
      Соня убегает к себе домой (у неё жёлтый билет проститутки, она не может жить с семьёй). Раскольников идёт за ней и признаётся в убийстве.
      По странности за стенкой у Сони проживает Свидригайлов и слышит весь разговор. Скандал на поминках окончательно доводит вдову Мармеладова, которая и без того уже страдала туберкулёзом в терминальной стадии. Она умирает. Свидригайлов оплачивает похороны, обеспечивает Соню тремя тысячами, обеспечивает трёх малых сирот и устраивает их на приличное воспитание.
      Проходит ещё три дня. Вдову Мармеладова хоронят. Раскольников опять нездоров.

День 13

      Порфирий навещает Раскольникова, утверждает, что вычислил убийцу, и предлагает написать явку с повинной.

Раскольников отправляется к Свидригайлову и находит его в трактире. Они вместе пьянствуют. Раскольников убежден, что за свои благодеяния Свидригайлов покупает у Раскольникова сестру. Свидригайлов же утверждает, что он собирается жениться на юной девушке, а про Авдотью Романовну и думать забыл.
      После этого разговора Свидригайлов заманивает сестру Раскольникова к себе на квартиру и предлагает отдаться. Хорошо, что у Дуни был с собой пистолет. Отказ, подкреплённый выстрелом, убеждает Свидригайлова оставить её в покое.
      Не выдержав несчастной любви и прошлых грехов (среди которых, например, изнасилование четырнадцатилетней девушки), Свидригайлов застрелился. Перед этим он отдал оставшиеся свои деньги юной невесте, которая всё же существует.
      Раскольников прощается с матерью и с сестрой, заходит к Соне, а потом в полицию сдаваться.

Конец истории

      Авдотья получает наследство от Марфы Петровны Свидригайловой. Родион получает относительно мягкий приговор: восемь лет каторги. Соня едет за ним.

      Мать Раскольниковых сходит с ума от горя и умирает. Авдотья выходит замуж за Разумихина.
      Через год после начала каторги Раскольников тяжело заболевает. После болезни наступает покаяние и смирение. Убивать всё-таки нехорошо. Осознать это обстоятельство Раскольников может только с помощью религии.
      Достоевский намекает, что история любви проститутки и уголовника будет иметь счастливый конец.

      Если это правдивая история о преступлении и преступнике, то я будущий Папа Римский.

Источник: https://felix-schulz.livejournal.com/15618.html

Теория необыкновенной личности Родиона Раскольникова…

Родион Раскольников: «… необыкновенный» человек имеет право… то  есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести  перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае,  если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего  человечества) того потребует.

Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я  готов её вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь,  предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с.

По-моему, если бы  Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим  образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни  одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или  ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы  обязан…

устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными  свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы  Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или  воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей  статье, что все…

ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед  кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за  древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих  благодетелей и установителей человечества были особенно страшные  кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и  чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать  что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно  преступниками, — более или менее, разумеется.

Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним  словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу  раз было напечатано и прочитано.

Что же касается до моего деления людей на  обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно,  но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою  верю.

Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются  вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на  материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на  людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих  разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще,  люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть  послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их  назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй  разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по  способностям.

Преступления этих людей, разумеется, относительны и  многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных  заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего.

Читайте также:  Как поставить одну копию mountain lion на любые mac - хитрые советы

Но если ему надо, для  своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри  себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через  кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам её, — это заметьте. В этом  только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

(Вы  припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось).

Впрочем,  тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого  права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо,  исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих  поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется  (более или менее). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй  разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его  численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. […]   

Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть  что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало.

  Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и  подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь  законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что  он существует и впоследствии может стать и известным.

Огромная масса людей,  материал, для того только и существует на свете, чтобы наконец, чрез  какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством  какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить наконец  на свет, ну хоть из тысячи одного, хотя сколько-нибудь самостоятельного  человека. ещё с более широкою самостоятельностию рождается, может быть, из  десяти тысяч один (я говорю примерно, наглядно). Ещё с более широкою — из  ста тысяч один. Гениальные люди — из миллионов, а великие гении,  завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей  миллионов людей на земле. Одним словом, в реторту, в которой всё это  происходит, я не заглядывал. Но определенный закон непременно есть и должен  быть; тут не может быть случая».

Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, М., «Эксмо», 2007 г., 278 и 280-281.

Источник: http://vikent.ru/enc/1130/

Родион Раскольников. Цитаты из романа

Главный герой романа Ф.М. Достоевского. Будучи сильной и гордой личностью, под давлением сложных жизненных обстоятельств идет на двойное убийство, которое он по оправдывал теорией «спасения 100 жизней ценой одной жизни вредной процентщицы». Романтик и человек с чистой душой, глубоко переживающий насилие даже над животными, он тяжело переживает случившееся.

Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.

● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?

● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего

● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!

● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?

● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.

● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.

● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.

● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.

● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.

● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.

● Мне очень нравится, когда поют под шарманку в ледяной, унылый и мокрый осенний вечер, обязательно в сырой, когда у всех людей зеленые и утомленные лица, когда снег влажный падает, совершенно прямо, в безветренную погоду, знаете?

● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.

● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…

● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!

● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.

● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!

Разбираться в человеке нужно постепенно и осторожно, чтобы не ошибиться, а то потом трудно или вовсе невозможно что-то исправить.

● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?

● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.

● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?

● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?

  • История
  • Исторические персоны

Источник: https://cont.ws/post/715822

Цитаты Родиона Романовича Раскольникова

Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!

И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

…когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…

…я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…

Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке,чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда!

Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!

Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!

На таких-то пустейших вещах всего легче и сбиваются хитрые-то люди. Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

…власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало.

…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

…все… ну, например, хоть законодатели и установители человечества

По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству.

Читайте также:  Как запустить виджет, не устанавливая его - хитрые советы

Источник: https://quoteka.org/character/rodion-romanovich-raskol-nikov/

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Суть теории Раскольникова, цитаты :

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века.

В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление.

Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников — скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта.

Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно.

Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства.

Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях.

Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей.

Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных.

Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства.

Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы.

Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление – убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию.

В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой – он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть.

В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь.

Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну.

Он решает довериться Соне Мармеладовой — девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом.

Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой.

Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей.

После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей.

Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

• «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

• «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

• «…И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь…»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Источник: https://www.syl.ru/article/302588/teoriya-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo-sut-teorii-raskolnikova-tsitatyi

Шаги Раскольникова к преступлению по роману Достоевского Ф.М «Преступление и наказание»

Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, о погибших и погибающих обитателях ее столицы и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова.

«Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так измучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. «Мечта», которая, возникнув, стала перерастать в мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, наживавшейся на несчастьях бедных людей.

Он прекрасно понимал, что сама его идея убийства, по сути, ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. И постепенно свою «мечту» он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Чем продиктована эта странная «мечта»? Первое, что толкнуло его на такую мысль, были условия жизни Раскольникова, ужасный квартал Петербурга, где он жил, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо.

Осознание того, что сестра приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это…».

Следующим шагом к преступлению стала встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа.

Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив.

Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям. Дело тут даже не в деньгах, он совершает убийство как бы во благо.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести. Однако после совершения преступления Раскольников ощущает нечто совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учебу в университете, Раскольников написал статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключавшуюся в том, что все люди делятся на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Читайте также:  Камера flip против ipod nano: за кем будущее? - хитрые советы

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление.

И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет».

Поэтому в событиях, толкнувших его на убийство старухи, можно увидеть лишь повод, попытку оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а сугубо личные убеждения заставили его совершить преступление.

Но он ошибся. Оказалось, Раскольникову не под силу терпеть душевные мучения, навалившиеся на него после убийства.

После этого последовало раскаяние и признание вины, которое усугубилось еще и тем, что возникло непредвиденное обстоятельство — роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Черту закона Раскольников переступить смог, а вот остаться за ней оказалось выше его сил.

Он хотел стать Наполеоном — не стал; хотел помочь своей семье и себе — не помог; испытал свою теорию, но в результате получил одни только страдания.

Достоевский в романе изобразил столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, эта логика всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основана на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории.

Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, — низкое, подлое дело даже с точки зрения самого героя.

Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Убив старуху, Родион перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, пи сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее.

Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Получается, Раскольников должен, в соответствии со своей теорией, отступиться от тех, за кого страдает.

Ему невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но, полагаю, не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить…

» В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не пишет о нравственном воскрешении своего героя.

Задача писателя иная — показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной она может быть, что идея о праве сильного на преступление абсурдна в своей основе.

Тем самым писатель говорит: реальная жизнь сильнее теории. Истерзанный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, сострадания и в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.

Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Автор хотел убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, прежде всего для самого человека.

Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». В истории России этот путь оказался как бы противоположным избранному страной революционному пути. Но оказался ли он пусть не прогрессивным, но хотя бы полезным для страны — еще вопрос.

Источник: http://lit-helper.com/p_Shagi_Raskol-nikova_k_prestupleniyu_po_romanu_Dostoevskogo_F_M__Prestuplenie_i_nakazanie

История преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы (таблица)

Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлена история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Краткое содержание «Преступления и наказания» по дням

История преступления Раскольникова по дням

День 1

  • Уже месяц бедный студент Раскольников обдумывает убийство старухи-процентщицы. Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.
  • В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.).
  • В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновникм Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне. 

День 2

  • Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.

День 3

  • Раскольников просыпается под вечер. Он берет топор и идет к старухе к 7 часам вечера. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, которая внезапно приходит домой. Раскольников берет драгоценности и деньги старухи и уходит незамеченным из квартиры. Придя домой, он засыпает.

День 4

  • Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня. В конторе с ним говорят по поводу долгов за квартиру. Раскольников пишет объяснительную. Он слышит, как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок в конторе. Это вызывает подозрения у чиновников.
  • Раскольников прячет награбленные драгоценности и деньги под большим камнем в одном из дворов Петербурга. 

5, 6 и 7 день Раскольников проводит в бреду и практически не помнит, что происходит в эти дни. Повествование продолжается на 8 день, когда Раскольников приходит в себя.

День 8

  • Раскольников приходит в трактир, где встречает работника конторы Заметова. Раскольников намекает ему на то, что он – убийца. Заметов рассказывает об этом странном разговоре коллегам по конторе. 
  • Раскольников снова идет на место преступления в дом процентщицы, где задает странные вопросы жителям. Поведение Раскольникова смещает одного мещанина. Тот позже доложит от об этом следователю Порфирию.
  • Раскольников видит на улице раздавленного лошадьми чиновника Мармеладова. Он помогает отнести раненого домой. Мармеладов вскоре умирает на руках у дочери Сони. Так Раскольников впервые видит Соню.
  • К Раскольникову приезжают его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Женщины переживают о том, что Раскольников ведет себя странно.

День 9

  • Раскольников и Разумихин идут к следователю Порфирию Петровичу, чтобы заявить о вещах, заложенных у старухи-процентщицы. Порфирий уже подозревает Раскольникова, но играет с ним в «кошки-мышки». Раскольников старается не выдать себя. Порфирий приглашает его прийти к нему завтра по поводу заложенных вещей. 
  • Раскольников идет к Соне и обещает рассказать ей, кто убил старуху и Лизавету. Господин Свидригайлов, снимающий жилье за стеной, подслушивает разговор. Он понимает, что Раскольников – убийца.

День 10

  • В 11 утра Раскольников приходит в контору к Порфирию Петровичу. Тот намекает Раскольникову на свои подозрения. Раскольников чувствует опасность, но знает, что против него нет улик (это вторая встреча Порфирия и Раскольникова). Во время этой беседы к Порфирию приводят маляра Миколку, который признается в убийстве старухи (на самом деле Миколка невиновен). Порфирий просит Раскольникова уйти.
  • Раскольников приходит домой. К нему заходит мещанин, который донес Порфирию о его странном визите на квартиру старухи. Мещанин просит у Раскольникова прощения за то, что считал его убийцей старухи. 
  • Раскольников идет к Соне и рассказывает о своем преступлении. Соня советует ему признаться во всем полиции. Свидригайлов подслушивает беседу за стеной. Он собирается использовать этот секрет, чтобы шантажировать Дуню Раскольникову, в которую он влюблен. Свидригайлов надеется таким образом добиться Дуни, но в конце концов ему ничего не удается.

11 и 12 день Раскольников проводит в состоянии апатии.

Описания этих дней в романе нет, кроме нескольких деталей. За эти дни Раскольников несколько раз виделся с Соней, которая организовывала похороны Катерины Ивановны. Согласно автору, с момента смерти Катерины Ивановны проходит 2-3 дня.

День 13

  • Раскольников спит до обеда. К нему приходит Разумихин, который сообщает, что дело об убийстве старухи раскрыто и Миколку «взяли». Разумихин уходит.
  • Внезапно к Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Он говорит ему, что считает его убийцей старухи и Лизаветы. Порфирий советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы уменьшить срок, иначе он арестует его через 40-50 часов. Раскольников не признается в убийстве, так как считает, что улик против него нет. Порфирий уходит.

День 14

  • Вечером Раскольников сам идет к сестре и матери в гостиницу. Он говорит матери о том, что любит ее. Мать чувствует, что с сыном происходит что-то страшное. 
  • К Раскольникову приходит сестра Дуня. Она признается, что уже знает правду о его преступлении (ей расскала Соня). 
  • Раскольников идет к Соне. Та надевает на него крестик. От Сони Раскольников идет на улицу, где встает на колени перед народом. Затем он идет в контору и признается в убийстве.

Эпилог

Спустя 1,5 года после преступления. Раскольников находится в Сибири на каторге. Из эпилога мы узнаем, что:

  • Раскольников осужден на 8 лет каторги в Сибири. Суд состоялся через 5 месяцев после его явки с повинной. 
  • Мать Раскольникова умерла вскоре после суда. 
  • Дуня вышла замуж за Разумихина.

    Они собираются через несколько лет переселиться в Сибирь ближе к Раскольникову.

  • Соня поехала в Сибирь следом за Раскольниковым. Здесь она всячески поддерживает его. Судя по всему, Раскольников в конце концов раскаивается в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы быть вместе.

Это была история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

Смотрите:

Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Краткое содержание «Преступления и наказания» по дням

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/Prestuplenie-Raskolnikova-dni.html

Ссылка на основную публикацию