Apple. краткая история графического интерфейса. часть третья: os x — хитрые советы

Apple. Краткая история графического интерфейса. Часть третья: OS X

apple. Краткая история графического интерфейса. Часть третья: os x - хитрые советы

Время шло, былые успехи Apple забывались, а существующая операционная система срочно нуждалась в замене. Проекты Taligent и Corpland, направленные на создание ОС нового поколения ожидаемых результатов не принесли и были свернуты, проблема же никуда не делась.

Оставался единственный вариант — купить уже существующую ОС и использовать ее в качестве основы.<\p>

Среди рассматриваемых вариантов был план покупки Be Inc за цену, значительно превышавшую рыночную стоимость компании.

Радости Гассе не было предела: «Я держу Apple за яйца и собираюсь как следует их сдавить», однако его надеждам не суждено было сбыться, как мы знаем, Apple приобрела NeXT, ставший основой новой операционной системы компании.

Поначалу план был простым: берем NeXTSTEP, «напяливаем» на него интерфейс мак ос и получаем требуемый результат. Получалось не слишком хорошо, хотя одновременно разработчики Apple увидели в NeXTSTEP возможности, позволявшие реализовать некоторые новые идеи.

Среди этих идей были полупрозрачные меню, тени, стеклянные кнопки… Когда же разговор зашел о технических требованиях, проектировщиков просто засмеяли.

В один прекрасный день Джобс вызвал к себе главу HIG группы, Кордела Рацлафа (Cordell Ratzlaff) и с порога учинил разнос: -Это вы, ребята, спроектировали Mac OS? -Да, это сделали мы. -Должен сказать вам, что вы — кучка любителей.

Далее последовала длинная тирада относительно того, какими же надо быть идиотами, чтобы сделать таким интерфейс Макинтоша…

У Рацлафа к тому моменту у него уже были интересные наработки и он начал рассказывать, что не так в текущем интерфейсе мака и как его можно улучшить. В конце беседы Джобс сказал: «Так почему бы вам над этим не поработать? Возвращайтесь через пару недель, посмотрим что у вас получится.»

В отличие от других компаний (да и самой Apple ранее) дизайн был поставлен во главу угла. Сначала разработчики  продумывали, чего именно они хотят достичь и только после этого смотрели, как это можно реализовать с технической точки зрения.

Воспользовавшийся представившейся возможностью Корделл попробовал создать внешний вид, противоположный существовавшему в тогдашних ОС.

Что является противоположностью компьютерного интерфейса? По его заключению это «конфеты, ликеры, вкусные жидкости в стеклянных стаканах…» Новый интерфейс с виду кардинально отличался от серых унылых интерфейсов Mac OS, OS/2 или Windows, а также активно использовал полупрозрачные элементы, однако добавлялась прозрачность только тогда, когда она могла внести что-то новое в user experience (сравните с Microsoft, зачастую бездумно применявшую в Windows графические эффекты). Одним из наиболее заметных нововведений «десятки» стал Dock, клоны которого мгновенно появились в других и вместе с тем, вызвавшего яростную критику со стороны приверженцес классического интерфейса, среди которых был и Брюс Тоньязини, бывший глава группы Apple HIG. Еще одним замечательным нововведением стало использование анимации. Сворачивание окна приложения  — не просто красивый эффект. Он одновременно служит индикатором, визуально привязывающим сворачивающееся окошко к иконке в Доке и таких примеров множество…

Следует отметить, что новый интерфейс изначально был расчитан на более широкую аудиторию. Джобс прекрасно сознавал, что «старая гвардия» может не принять нововведения, однако сделал выбор в пользу более широкой армии новичков.

Окончание следует…

Источник: https://lifehacker.ru/apple-kratkaya-istoriya-graficheskogo-interfeysa-chast-tretya-os-x/

История macOS в картинках

Операционная система macOS от Apple была впервые представлена в относительно далёком 2000 году. Совершенствование системы не прекращалось на протяжении всех этих лет. В статье представлена иллюстрированная история развития ОС.

СHEETAH

03/2001 — OS X 10.0

История macOS началась с медведя, а не с хищной кошки (cheetah — гепард). В сентябре 2000 года компания Apple представила версию Kodiak (англ. медведь). За $30 пользователи могли приобрести первую бета-версию Mac OS X.

Официальная версия ОС 10.0 с кодовым именем Cheetah вышла спустя 6 месяцев. В ней был впервые представлен интерфейс Aqua и ранние версии приложений TextEdit, Preview, Mail и QuickTime.

Новая ОС X требовала на то время целых 128 MB ОЗУ и 800 MB памяти на диске.

PUMA

09/2001 — OS X 10.1

Спустя всего полгода была выпущена версия с кодовым именем Puma. Вместо того, чтобы делать упор на добавлении новых свойств и характеристик, фокус был сделан на улучшении производительности системы.

С выходом Mac OS 10.1.2 компания Apple также стала устанавливать OS X в новые компьютеры по умолчанию, навсегда отказавшись от версии OS 9.

JAGUAR

08/2002 — OS X 10.2

Система Jaguar включала в себя такие приложения, как iChat и Address Book. В новой версии ОС был также представлен компонент Universal Access, благодаря которому OS X стала более доступной в использовании для людей с нарушениями зрения или слуха и другими ограниченными возможностями.

Помимо этого в ОS 10.2 появилась новая заставка: на смену логотипа Happy Mac пришла новая картинка с логотипом Apple.

PANTHER

10/2003 — OS X 10.3

Ребята из Microsoft, должно быть, имели смешанные чувства по отношению к новой версии ОС от Apple, которая получила кодовое имя Panther.

С одной стороны, вместо браузера Internet Explorer для Mac по умолчанию устанавливался новый браузер Safari. С другой стороны, версия 10.

3 продемонстрировала улучшенную межоперационную совместимость с Microsoft Windows (включая предустановленную поддержку службы каталогов Active Directory).

Плюс ко всему, Apple добавила функцию Exposé для улучшения работы с несколькими открытыми окнами.

TIGER

04/2005 — OS X 10.4

Версия Tiger привнесла неоценимую поисковую программу Spotlight. В ней же впервые были представлены виджеты (как калькулятор, календарь или часы) на новой панели Dashboard.

Кроме этого, в версии Mac OS 10.4 было представлено новое аппаратное обеспечение. Оно было установлено на первых компьютерах Mac с процессорами Intel и на первых устройствах  Apple TV (им ещё предстояло появиться в 2007 году).

LEOPARD

10/2007 — OS X 10.5

Эта версия Mac OS находилась в разработке довольно долго. Дело в том, что Apple в это время активно занималась созданием и выпуском iOS и iPhone.

В ОС Leopard, однако, была встроена система архивации под названием Time Machine. Обновлённая система также начала поддерживать 64-битные приложения.

Более того, с помощью программы Boot Camp компьютеры Mac теперь могли поддерживать другие операционные системы, как, например, Microsoft Windows.

SNOW LEOPARD

08/2009 — OS X 10.6

Как понятно из названия, Snow Leopard была построена по большей части по образцу предыдущей версии. Но в ней был представлен Mac App Store, последовавший за успешной реализацией проекта на iOS.

Версия Mac OS 10.6 также поставила точку в использовании архитектуры PowerPC. С этого времени использовались только процессоры Intel.

LION

07/2011 — OS X 10.7

Система Lion (от англ. лев) стала первой версией Mac OS, недоступной на CD или DVD. Новую версию можно было только скачать. Для её создания было взято много идей из iOS: GesturesLaunchpad, восстановление окон и др.

Новейшая часть инфраструктуры Apple iCloud также дебютировала в Mac OS 10.7.

MOUNTAIN LION

07/2012 — OS X 10.8

Mountain Lion включила в себя ещё больше успешных концепций из iOS: новое приложение Messages вместо iChat, приложение Reminders и Notification Center.

Ещё до презентации OS 10.8 Apple сделала громкое сообщение: компании пообещала ежегодный выпуск новых версий Mac OS.

MAVERICKS

10/2013 — OS X 10.9

С новой версией Apple представила новую схему назначения имён ОС (до этого версии назывались в честь представителей семейства кошачьих, теперь начали использоваться названия известных мест в Калифорнии). Также обновление до OS 10.9 сделали бесплатным и пообещали, что последующие обновления тоже будут бесплатными.

В Maverics были представлены и новые приложения Maps и iBooks.

YOSEMITE

10/2014 — OS X 10.10

В Mac OS 10.10 произошла крупнейшая смена дизайна за несколько лет. Изменения последовали за обновлениями iOS с более плоским дизайном и эффектом размытия.

Появилась функция Handoff, благодаря которой пользователи без особых усилий могли переключаться с одного устройства на другое даже при выполнении отдельных задач. Также был сделан упор на режиме Full Screen Mode, который активировался касанием зелёной кнопки в строке заголовка.

EL CAPITAN

09/2015 — OS X 10.11

Версия El Capitan названа в честь горной вершины в национальном парке Йосемити. Она была сфокусирована на улучшении производительности и стабильности системы.

Помимо незначительных обновлений Safari, Spotlight, Mail и Notes и презентации режима Split Views, самым большим обновлением стала возможность удобного расположения окон приложений рядом друг с другом.

SIERRA

09/2016 — macOS 10.12

Прощай, OS X, здравствуй, macOS. В очередной раз свойства iOS всё больше включаются в ОС Apple на ПК. И это касается не только названия: ассистент Siri, представленный изначально на iPhone, теперь присутствует и в macOS.

В Sierra в браузере Safari были также представлена система Apple Pay, а с помощью Apple Watch стало возможно разблокировать Mac. Но, наверное, самым важным обновлением стало добавление Stickers в iMessage.

Перевод статьи «An Illustrated History of macOS»

Дарья Вандакурова, ёжик в IT-тумане

Источник: https://tproger.ru/translations/macos-history/

История операционных систем от Apple, часть 7 — становление Mac OS X

После возврата Джобса в Apple первоочередной задачей было, разумеется, улучшить финансовые показатели компании, которая, как мы помним по предыдущим частям (1, 2, 3, 4, 5 и 6), находилась в середине 90-ых не в самых лучших условиях.

И Стиву это удалось: Mac OS 8 и 9 оказались очень удачными, ровно как и цветной iMac G3. У компании появились деньги, и нужно было снова задумываться о будущем.

Полностью новыми Mac OS 8 и 9 назвать было трудно — в них хватало кода из более ранних System 6 и 7, и делать на их базе систему с заделом на будущее не имело смысла.

С другой стороны, после покупки NeXT в руки Apple попало множество разработок этой компании (в том числе, очень классное ядро Mach), да и у Apple тоже хватало своих недоведенных до ума проектов (о них мы говорили в позапрошлой части). Терять эти наработки было глупо, и поэтому было принято решение «слепить» из них новую ОС.

Rhapsody

Система была анонсирована на MacWorld Expo в Сан-Франциско 7 января 1997 года, и впервые продемонстрирована на WWDC спустя полгода. Разрабатывалась эта ОС сразу для PowerPC и x86, и внутри была просто дикая мешанина: так, ядро было основано на Mach и BSD.

Интерфейс программирования приложений (API) OPENSTEP был разработан еще в 1994 году совместно NeXT и Sun Microsystems.

  Для совместимости Rhapsody с Mac OS был сделан слой совместимости под названием Blue Box: это было виртуальное окружение без эмуляции «железа», поэтому была возможность запуска софта для Mac OS 8 в полноэкранном режиме, без поддержки программ, обращающихся напрямую к «железу».

Более того — в Apple решили поиграть и на стороне своего основного конкурента, Microsoft: так платформа для разработки Rhapsody, Yellow Box, была написана и для Windows, представляя собой надстройку над ОС.

Причем сделано это было очень хорошо — так, низкоуровневые сервисы, которые должны работать с железом, были переписаны как службы Windows. Что касается внешнего вида, то в компании решили не изобретать велосипед: «платиновая» Mac OS 8 всем понравилась, так что такой же интерфейс получила и Rhapsody. Никуда не делись и док с Finder.

Ну и разумеется, на эту ОС был портирован полный набор встроенных программ с Mac OS: QuickTime, ColorSync, QucikDraw, и т.д.

Читайте также:  Kerio mailserver 6.5 - функциональный почтовый сервер - хитрые советы

Система поддерживала множество файловых систем: HFS, HFS+, FAT, AFP (Apple Filing Protocol), UFS, ISO9660, имела виртуальную Java-машину, ну и разумеется софт можно было писать на Objective-C — в общем, возможностей была масса. По итогу, думаю, было понятно, что система была совсем чуть-чуть перегружена фичами, которые не только были абсолютно не нужны для рядового пользователя, но и делали систему медленней. К счастью, это понимали и разработчики ОС, и решение пришло быстро: раз не получилось создать конкурента Windows 98, то путь Rhapsody будет конкурентом серверной Windows NT. Так что в марте 1999 года вместо ожидаемой публичной версии Rhapsody Apple выпускает Mac OS X Server 1.0.

Создание Mac OS X

То, что Apple, пусть и несколько запоздало, представила хорошего конкурента Windows NT — здорово.

Но вот обычные пользователи опять остались обделенными, и с этим нужно было что-то решать, причем быстро, так как в 1999 году уже было известно, что Microsoft готовит пользовательскую систему на серверном ядре NT (которую по итогу назвали Windows 2000).

  В Apple решили пойти по пути конкурента: у них уже было хорошее ядро XNU, которое включало в себя микроядро Mach и стандартные службы BSD.

Для запуска старого софта из-за этого можно было взять то же API Carbon (Blue Box): старое приложение для запуска требовало образ Mac OS 9, перекомпилированное приложение запускалось просто через API Carbon, ну а среду разработки Yellow Box назвали Cocoa, и она была нужна для написания софта под новую ОС — к тому же, к ней «прикрутили» поддержку Java.Разумеется, для новой ОС нужен был новый интерфейс — его назвали Aqua. Он был основан на старом «платиновом» внешнем виде, но теперь имел закругленные углы и полупрозрачные элементы.  В итоге система имела 4 слоя:

  • Подсистема Darwin (ядро Mach и набор утилит BSD);
  • Среда программирования Core Foundation (Carbon API, Cocoa API и Java API);
  • Графическая среда Aqua (QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL);
  • Фреймворки и драйвера Core Image, Core Animation, CoreAudio и CoreData.

Как видно, к системе подошли по уму: было оставлено только все самое необходимое для написания софта, все лишние библиотеки были оставлены для серверной ОС. В теории, это должно было улучшить работоспособность системы, но на практике…

Mac OS X Public Beta

То, что система, собранная из множества компонентов, была сырой — в Apple отлично понимали. И самым логичным выходом был запуск публичного бета-теста в сентябре 2000 года, дабы выявить все проблемы до релиза: вполне обычная практика и по сегодняшним меркам. Только вот проблема в том, что бета была… платной.

Да-да, вы все верно прочитали — для того, чтобы «прикоснуться к будущему Macintosh» (именно это было написано на коробке с системой) пользователь должен был заплатить 30 долларов. С учетом того, что ни функциональностью, ни скоростью, ни стабильностью бета отнюдь не блистала, такой подход был крайне странным.

Еще можно было бы понять Apple, если бы у них были трудные времена и не хватало денег — но нет, компания уже пару лет как выбралась из кризиса и выпускала отличные продукты, так что проблем с деньгами не было.

Вторым неприятным моментом стали системные требования: среднестатистический Mac имел тогда 64 МБ ОЗУ, тогда как система требовала 128 МБ.

В принципе, она и на 64 вставала, но это очень сильно влияло на и без того не самую высокую скорость работы (при этом минимальный требования для Windows 2000 были 32 МБ ОЗУ, а 64 были рекомендованным объемом). Также система поддерживала Mac начиная с G3, то есть 1998 года и новее.

С учетом того, что все привыкли к поддержке в течении 4-5 лет — это опять же не понравилось владельцам более старых Mac, которые вполне бодро работали на OS 9. К тому же система не имела поддержки карт расширений для процессоров, которые были достаточно популярны и неплохо ускоряли работу с вычислениями. Ну и, разумеется, ОС требовала больше места на диске — целых 1.5 ГБ, что не могло не сказаться на скорости ее загрузки.

Mac OS X 10.0 Cheetah

В итоге бета-версия Mac OS X в среднем была воспринята скорее негативно, чем позитивно — толку от красот и возможностей системы, если даже на топовых решениях она работает достаточно медленно? Но все же многие признавали, что нововведений было много, и они были удобными:

  • Dock — панель внизу экрана, где можно было располагать значки приложений. Из-за своего удобства дожил до наших дней и не собирается исчезать.
  • Терминал — так как система имела достаточно много общего с BSD, без интерфейса командой строки было никуда.
  • Появился почтовый агент Mail, адресная книга, TextEdit — аналог блокнота из Windows.
  • Полная поддержка многозадачности и защищенной области памяти.
  • Поддержка PDF, как на чтение, так и на возможность создания.
  • Поддержка OpenGL — графических библиотек для работы с 2D и 3D.

Жалоб тоже хватало:

  • Медленная работа: новый интерфейс Aqua был очень неторопливым, время отклика и скорость запуска приложения на OS 9 была существенно выше.
  • Стабильность: в теории, Mac OS X должна быть более стабильна из-за использования хорошо отлаженного ядра Mach. Увы — на практике постоянно происходили Kernel Panic, да и просто зависания.
  • Проблемы с совместимостью: так, в первых версиях OS X отсутствовала возможность воспроизведения DVD и записи на компакт-диски, а большая часть старых устройств требовала новых драйверов.
  • Путаница с языками: так, Apple выпустила два диска, 1Z с поддержкой 8 основных языков, среди которых не было китайского или корейского, из-за чего были проблемы с отображением иероглифов. И если вам это было критично, нужно было брать диск 2Z с поддержкой уже 15 языков. Причем проблема окончательно решилась лишь спустя полтора года с выходом 10.2.

В итоге ну никак не тянул первый релиз OS X на гепарда (именно так переводится cheetah) — к слову, в Apple это понимали, и поэтому обновление до следующей версии, 10.1 Puma, было бесплатным.

Mac OS X 10.1 Puma

Система вышла спустя год после 10.0, и, разумеется, основной задачей Apple было исправление насущных ошибок, с чем компания не очень-то и справилась. Apple обещала следующие изменения:

  • Улучшение производительности: да, многие пользователи отметили, что система стала работать быстрее. Но все еще до OS 9 было далеко.
  • Вернулась возможность полноценной работы с CD и DVD.
  • Улучшенная поддержка принтеров — из коробки поддерживалось больше 200 штук, чего с лихвой хватало для рядовых пользователей и выгодно выделяло систему на фоне Windows, где без ручной установки драйверов было не обойтись.
  • Оптимизация OpenGL — компания обещала, что 3D приложения будут работать на 20% быстрее. На практике же работа с графикой быстрее все равно была на OS 9.
  • Улучшенный AppleScript — так, он теперь мог использовать гораздо больше системных компонентов: например, терминал или Центр печати.
  • Улучшенный Finder, новая версия ColorSync.
  • Image Capture — программа для получения изображений с камер и сканеров.

Жалобы же были в основном на производительность. Также многие пользователи отмечали, что изменений для глобального релиза маловато — версия 10.0.5 подошла бы системе куда лучше.

В итоге проблемы с производительностью были поправлены лишь в Mac OS X 10.2 Jaguar, вышедшей в августе 2002 года, и, по-хорошему, именно 10.2 и нужно было делать первым релизом Mac OS X. Но об этом уже в следующей части статьи.

Источник: https://www.iguides.ru/main/other/istoriya_operatsionnykh_sistem_ot_apple_chast_7_stanovlenie_mac_os_x/

История macOS: от System 1.0 (1984 г) до macOS High Sierra

Mac OS X, безусловно, является программным совершенством и наглядным образцом того, как должна выглядеть лучшая в мире настольная операционная система. Но она далеко не всегда была такой. Весь тернистый путь становления от System 1.0 и до могучей горы macOS 10.13 High Sierra в этом материале.

Впервые операционная система Mac OS была представлена в 1984 году наряду с выпуском первого компьютера Macintosh.

Первый Macintosh (1984 год):

Mac OS (Macintosh Operating System) оказалась в числе первых ОС, предложивших пользователям удобный графический интерфейс вместо командной строки. С 1984 по 2001 годы свет увидели версии System 1 — Mac OS 9, которые принято считать классическими. С 2000 года операционная система получила наименование Mac OS X, а с 2016 — macOS.

ПО ТЕМЕ: Все секреты macOS.

System 1.0 (1984)

В версии System 1.0 Apple реализовала удобный для пользователей графический интерфейс. Уже в самой первой редакции ОС команда разработчиков смогла сделать понятное взаимодействие с элементами в оконном режиме. Фактически, более совершенные версии операционной системы отличаются от своего «предка» лишь качеством графики и более расширенным функционалом.

System 2.0 – 6.0 (1985-1988)

В этот период разработчики добавили дополнительные возможности, настройки и стандартные приложения, также появилась иерархическая файловая система.

Особое внимание создатели операционной системы уделяли ее адаптации под новые комплектующие и устройства.

В частности, разработчики позаботились о поддержке слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей. Отметим, что полноценная панель многозадачности появилась только в версии System 5.

System 3.0

System 4.2

System 6.0

ПО ТЕМЕ: Горячие клавиши для работы с текстом на macOS.

System 7.0 – 7.6 (1991-1996)

Первое масштабное обновление ОС получила только через семь лет существования. Апгрейд принес цветной интерфейс, хотя многие элементы по-прежнему оставались серыми, некоторые из них были цветными.

Разработчики значительно усовершенствовали режим многозадачности.

В последующих обновлениях Apple устраняла ошибки, добавляла поддержку новых компонентов, реализовывала новые программы, как собственные, так и от сторонних разработчиков программного обеспечения.

System 8 (1997)

Данная редакция была выпущена летом 1997 года после того, как Стив Джобс вновь присоединился к Apple. Изначально предполагалось, что новая версия продолжит традицию и выйдет под нумерацией 7.7, однако Джобс принял иное решение.

В то время пользователи могли устанавливать System 7 на компьютеры других производителей. Apple решила прекратить подобную практику и перестала выпускать System 7. Именно с тех пор «яблочная» ОС устанавливается исключительно на устройства Apple.

За первые две недели после выхода System 8, компания продала 1,2 млн копий, а в последующие шесть месяцев реализовала еще три миллиона. Примечательно, что System 8 претерпела лишь немногочисленные изменения.

Например, компания добавила больше цветов и оттенков в элементы интерфейса и снабдила ОС новыми темами оформления и панелью управления.

ПО ТЕМЕ: «Горячие клавиши» для удаления файлов в Корзину на macOS.

Mac OS 9 (1999)

23 октября 1999 года купертиновцы выпустили версию Mac OS 9, ставшую последним обновлением классических Mac OS. Пользователи данной редакции получили возможность хранить свою информацию и устанавливать системные настройки.

В числе нововведений также следует отметить появление шифрования данных по технологии Keychain, возможность работы с удаленными серверами и усовершенствованную поддержку USB-протокола.

Читайте также:  Небесполезные советы начинающим, часть 4 - хитрые советы

5 декабря 2001 года состоялся релиз последнего обновления Mac OS 9.2.2.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2000)

Первая публичная бета-версия OS X стала доступна 13 сентября 2000. Стоимость дистрибутива составляла $30. Официальная версия появилась через полгода.

24 марта 2001 года состоялся релиз первой официальной версии OS X 10.0. Apple решила сделать кардинальный шаг от классического восприятия операционных систем Macintosh. Был продемонстрирован совершенно новый пользовательский интерфейс Aqua. Впервые использовались такие приложения как TextEdit, Просмотр, Почта и QuickTime.

Cheetah была очень требовательна к железу: 128 МБ оперативной памяти (неофициальный минимум 64 МБ) и 800 МБ свободного дискового пространства (желательно 1,5 ГБ) в то время были предметом роскоши. В последующем из-за таких жёстких требований к памяти OS X 10.0 подверглась критике (стандартным объёмом памяти в Macintosh было 64 МБ RAM).

ПО ТЕМЕ: Активные углы на macOS: что это, как настроить и пользоваться.

Mac OS X 10.1 Puma (2001)

Второй крупный запуск Mac OS X произошёл всего через полгода — 25 сентября 2001 года. Владельцы OS X 10.0 могли обновиться до OS X 10.1 совершенно бесплатно. С этих пор купертиновская мегакорпорация сделала Mac OS X операционной системой устанавливаемой по умолчанию на всех новых компьютерах.

Основной упор был сделан не на новые возможности, а на улучшение производительности системы. Появилась более удобная запись CD и DVD, поддержка воспроизведения DVD.

Увеличилось количество поддерживаемых принтеров (более 200), OpenGL (3D-графика) начала работать на 20% быстрее, а также был внедрён AppleScript. Появились программы ColorSync 4.

0 (управление цветом) и Image Capture (работа с изображениями на цифровых камерах и сканерах).

Со всеми своими преимуществами Mac OS X Puma подверглась довольно серьёзной критике. В основном операционную систему журили за недостаточную производительность, низкую надёжность и функциональность. Проделанной работы было недостаточно для того, чтобы использовать OS X 10.1 в качестве основной операционной системы.

ПО ТЕМЕ: Как извлечь флешку, съемный диск (накопитель) и т.д. в macOS (7 способов).

Mac OS X 10.2 Jaguar (2002)

Добавлены новые приложения, такие как iChat и Адресная книга. Сделан большой шаг в сторону людей с ограниченными возможностями. Появилась стартовая заставка: вместо счастливого Mac стал отображаться логотип Apple в виде фрукта.

Mac OS X 10.3 Panther (2003)

Руководители компании Microsoft были несколько озадачены, так как Apple решила отказаться от Internet Explorer для Mac в пользу собственного браузера Safari, с другой стороны — OS X 10.3 добавила множество улучшений в области взаимодействия системы с Microsoft Windows (даже появилась поддержка службы каталогов Active Directory).

Немаловажным нововведением стало внедрение технологии Exposé, в которой можно перемещать мешающие окна и удалять их за пределы экрана.

ПО ТЕМЕ: Калькулятор на Mac: как смотреть историю расчётов.

Mac OS X 10.4 Tiger (2005)

В OS X добавлен фирменный поиск Spotlight и виджеты (календарь, калькулятор, часы и другие). Появилась поддержка нового оборудования, в том числе процессоров Intel и телеприставки Apple TV.

Mac OS X 10.5 Leopard (2007)

Между запусками «Тигра» и «Леопарда» прошел самый длительный период времени. И это понятно, ведь Apple была занята запуском первого iPhone с оригинальной мобильной операционной системой.

Mac OS X Leopard стала по-настоящему многозадачной многопользовательской операционкой. Из основных нововведений стоит отметить поддержку 64-битных приложений и появление утилиты для резервного копирования данных Time Machine. Немаловажным новшеством стала возможность установки операционных систем сторонних разработчиков при помощи утилиты Boot Camp.

ПО ТЕМЕ: Как переименовать файл на Mac (macOS): 4 способа.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009)

Основной задачей перед разработчиками стало повышение производительности и удобства при использовании новой ОС. Произошёл полный отказ от архитектуры PowerPC («Снежный леопард» работает только на процессорах Intel). Система стала полностью 64-разрядной, как и большинство её приложений.

Стоимость Snow Leopard для новых пользователей составляла $129 и $29 для пользователей Leopard. Если компьютер был приобретён с установленной Leopard в период с 8 июня по 26 декабря 2009 года, то обновиться до OS X 10.6 можно было всего за $9,95.

Mac OS X 10.7 Lion (2011)

Восьмая по счёту ОС в линейке OS X получила свыше 250 новых функций. Что ж, на трон сел царь зверей. За первый день продаж было скачано свыше 1 миллиона копий. Дистрибутив распространялся через Mac App Store за $29,99.

Кстати, Lion стала первой операционной системой не распространяемой на CD и DVD дисках. Появились жесты многозадачности, Launchpad, функция «Возобновить», Lion Recovery Disk Assistant (восстановление системы) и многое другое.

Впервые был внедрён сервис облачного хранения данных iCloud.

ПО ТЕМЕ: Все про теги в Finder на Mac.

Mac OS X 10.8 Mountain Lion (2012)

Руководство компании Apple решило выпустить Mountain Lion годом ранее, чем планировалось, тем самым сократив цикл разработки с двух до одного года (скорее всего на данный шаг сподвигнул скорый запуск конкурирующей Windows 8).

Настольная версия начала перенимать фирменные возможности iOS: появились Центр уведомлений, Заметки, напоминания, iChat был заменён iMessage. Произошла более тесная интеграция с iCloud. Всего было интегрировано свыше 200 новых функций.

Mountain Lion стала последней операционной системой из семейства кошачьих.

Mac OS X 10.9 Mavericks (2013)

Начиная с OS X 10.9, Apple перешла на новую систему подбора названий для своих настольных ОС. Отныне имена берутся из памятных мест Калифорнии. Mavericks — популярный пляж.

Важным шагом Apple для составления конкуренции стала возможность бесплатного обновления на OS X 10.9 и последующие версии.

Из нововведений стоит отметить поддержку нескольких мониторов, тегов, Связки ключей iCloud, а также интеграцию приложений Карты и iBooks.

ПО ТЕМЕ: Как открыть и настроить музыкальный визуализатор в iTunes на Mac и Windows.

Mac OS X 10.10 Yosemite (2014)

Операционная система, названная в честь Йосемитского национального парка, получила кардинально новое оформление с интеграцией плоского интерфейса и эффектами прозрачности как в iOS 7 / iOS 8.

Появилась революционная функция Handoff, в которой, к примеру, начав печатать текст в Pages на iOS, можно было мгновенно продолжить работать на Mac.

Функция Continuity позволяет принимать и совершать звонки прямо с Mac.

Mac OS X 10.11 El Capitan (2015)

В данной версии разработчики в основном сосредоточились на улучшении стабильности и производительности ОС.

Платформа не получила каких-либо крупных улучшений, ограничившись большим числом мелких изменений.

Разработчики модернизировали ряд приложений, в том числе Safari, Spotlight, «Почта» и «Заметки», но при этом упростили функционал менее используемых программ, в частности, Дисковой утилиты.

ПО ТЕМЕ: Как правильно покупать б/у Macbook (iMac), что проверять?

macOS 10.12 Sierra (2016)

С выпуском macOS 10.12 Sierra Apple переименовала Mac OS X в macOS. В данной версии появилась поддержка виртуального ассистента Siri, платежной системы Apple Pay. Кроме того, у пользователей появилась возможность разблокировать Мас с помощью смарт-часов Apple Watch.

macOS 10.13 High Sierra (2017)

25 сентября 2017 года состоялся релиз свежей версии macOS — macOS 10.13 High Sierra (обзор). В основном новая версия лишь незначительно отличается от предыдущей. Одними из главных нововведений стали новая файловая система APFS и реализация новой версии технологии Metal 2.

Источник: https://yablyk.com/416385-illyustrirovannaya-istoriya-mac-os-x/

Кау устроена iOS — «Хакер»

Все в курсе, что мобильные девайсы Apple работают под управлением iOS. Многие знают, что iOS представляет собой облегченную версию настольной Mac OS X.

Некоторые догадываются, что в основе Mac OS X лежит POSIX-совместимая ОС Darwin, а те, кто всерьез интересуется IT, в курсе, что основа Darwin — это ядро XNU, появившееся на свет в результате слияния микроядра Mach и компонентов ядра FreeBSD.

Однако все это голые факты, которые ничего не скажут нам о том, как же на самом деле работает iOS и в чем ее отличия от настольного собрата.

Mac OS X

Операционная система, установленная сегодня на все маки и (в измененном виде) на айдевайсы, ведет свою историю аж с 1988 года, который в мире IT известен также тем, что стал годом выпуска первой бета-версии операционной системы NeXTSTEP. Сама NeXTSTEP была детищем команды разработчиков Стива Джобса, который к тому времени уже покинул Apple и основал компанию NeXT, которая занялась разработкой компьютеров для образовательных нужд.

В момент своего появления на свет NeXTSTEP была поистине передовой операционной системой, которая включала в себя множество технологических новаций. В основе ОС лежало модифицированное микроядро Mach, дополненное компонентами ядра FreeBSD, включая эталонную реализацию сетевого стека.

Более высокоуровневые компоненты NeXTSTEP были написаны с использованием языка Objective-C и предоставляли разработчикам приложений богатый объектно-ориентированный API.

Система была снабжена развитым и весьма удобным графическим интерфейсом (ключевые компоненты которого сохранились в OS X и даже iOS) и мощной средой разработки, включавшей в себя в том числе известный всем современным разработчикам визуальный дизайнер интерфейса.

После провала NeXT и возвращения Стива Джобса в компанию Apple в 1997 году NeXTSTEP легла в основу проекта Rhapsody, в рамках которого началась разработка системы-наследника Mac OS 9.

В 2000 году из Rhapsody был выделен открытый проект Darwin, исходники которого опубликованы под лицензией APSL, а уже в 2001 году появилась на свет OS X 10.0, построенная на его основе.

Спустя несколько лет Darwin лег в основу операционной системы для готовящегося к выпуску смартфона, о котором до 2007-го, кроме слухов, не было известно почти ничего.

XNU и Darwin

Условно начинку OS X / iOS можно разделить на три логических уровня: ядро XNU, слой совместимости со стандартом POSIX (плюс различные системные демоны/сервисы) и слой NeXTSTEP, реализующий графический стек, фреймворк и API приложений.

Darwin включает в себя первые два слоя и распространяется свободно, но только в версии для OS X.

iOS-вариант, портированный на архитектуру ARM и включающий в себя некоторые доработки, полностью закрыт и распространяется только в составе прошивок для айдевайсов (судя по всему, это защита от портирования iOS на другие устройства).

По своей сути Darwin — это «голая» UNIX-подобная ОС, которая включает в себя POSIX API, шелл, набор команд и сервисов, минимально необходимых для работы системы в консольном режиме и запуска UNIX-софта.

В этом плане он похож на базовую систему FreeBSD или минимальную установку какого-нибудь Arch Linux, которые позволяют запустить консольный UNIX-софт, но не имеют ни графической оболочки, ни всего необходимого для запуска серьезных графических приложений из сред GNOME или KDE.

Ключевой компонент Darwin — гибридное ядро XNU, основанное, как уже было сказано выше, на ядре Mach и компонентах ядра FreeBSD, таких как планировщик процессов, сетевой стек и виртуальная файловая система (слой VFS). В отличие от Mach и FreeBSD, ядро OS X использует собственный API драйверов, названный I/O Kit и позволяющий писать драйверы на C++, используя объектно-ориентированный подход, сильно упрощающий разработку.

iOS использует несколько измененную версию XNU, однако в силу того, что ядро iOS закрыто, сказать, что именно изменила Apple, затруднительно.

Известно только, что оно собрано с другими опциями компилятора и модифицированным менеджером памяти, который учитывает небольшие объемы оперативки в мобильных устройствах.

Во всем остальном это все то же XNU, которое можно найти в виде зашифрованного кеша (ядро + все драйверы/модули) в каталоге /System/Library/Caches/com.apple.kernelcaches/kernelcache на самом устройстве.

Читайте также:  Как избавиться от болей в нижней части спины - хитрые советы

Уровнем выше ядра в Darwin располагается слой UNIX/BSD, включающий в себя набор стандартных библиотек языка си (libc, libmatch, libpthread и так далее), а также инструменты командной строки, набор шеллов (bash, tcsh и ksh) и демонов, таких как launchd и стандартный SSH-сервер. Последний, кстати, можно активировать путем правки файла /System/Library/LaunchDaemons/ssh.plist. Если, конечно, джейлбрейкнуть девайс.

На этом открытая часть ОС под названием Darwin заканчивается, и начинается слой фреймворков, которые как раз и образуют то, что мы привыкли считать OS X / iOS.

Фреймворки

Darwin реализует лишь базовую часть Mac OS / iOS, которая отвечает только за низкоуровневые функции (драйверы, запуск/остановка системы, управление сетью, изоляция приложений и так далее).

Та часть системы, которая видна пользователю и приложениям, в его состав не входит и реализована в так называемых фреймворках — наборах библиотек и сервисов, которые отвечают в том числе за формирование графического окружения и высокоуровневый API для сторонних и стоковых приложений

INFO

Как и во многих других ОС, API Mac OS и iOS разделен на публичный и приватный. Сторонним приложениям доступен исключительно публичный и сильно урезанный API, однако jailbreak-приложения могут использовать и приватный.

В стандартной поставке Mac OS и iOS можно найти десятки различных фреймворков, которые отвечают за доступ к самым разным функциям ОС — от реализации адресной книги (фреймворк AddressBook) до библиотеки OpenGL (GLKit).

Набор базовых фреймворков для разработки графических приложений объединен в так называемый Cocoa API, своего рода метафреймворк, позволяющий получить доступ к основным возможностям ОС.

В iOS он носит имя Cocoa Touch и отличается от настольной версии ориентацией на сенсорные дисплеи.

Далеко не все фреймворки доступны в обеих ОС. Многие из них специфичны только для iOS.

В качестве примеров можно привести AssetsLibrary, который отвечает за работу с фотографиями и видео, CoreBlueTooth, позволяющий получить доступ к синезубу, или iAd, предназначенный для вывода рекламных объявлений в приложениях.

Другие фреймворки существуют только в настольной версии системы, однако время от времени Apple переносит те или иные части iOS в Mac OS или обратно, как, например, случилось с фреймворком CoreMedia, который изначально был доступен только в iOS.

Все стандартные системные фреймворки можно найти в системном каталоге /System/Library/Frameworks/. Каждый из них находится в своем собственном каталоге, называемом бандлом (boundle), который включает в себя ресурсы (изображения и описание элементов интерфейса), хидеры языка си, описывающие API, а также динамически загружаемую библиотеку (в формате dylib) с реализацией фреймворка.

Одна из интересных особенностей фреймворков — их версионность.

Один фреймворк может иметь сразу несколько разных версий, поэтому приложение, разработанное для устаревших версий системы, будет продолжать работать, даже несмотря на изменения, внесенные в новые версии ОС.

Именно так реализован механизм запуска старых iOS-приложений в iOS 7 и выше. Приложение, разработанное для iOS 6, будет выглядеть и работать именно так, как если бы оно было запущено в iOS 6.

SpringBoard

Уровнем выше находятся приложения, системные и устанавливаемые из магазина приложений. Центральное место среди них занимает, конечно же, SpringBoard (только в iOS), реализующее домашний экран (рабочий стол).

Именно оно запускается первым после старта системных демонов, загрузки в память фреймворков и старта дисплейного сервера (он же менеджер композитинга, он же Quartz Compositor), отвечающего за вывод изображения на экран.

SpringBoard — это связующее звено между операционной системой и ее пользователем, графический интерфейс, позволяющий запускать приложения, переключаться между ними, просматривать уведомления и управлять некоторыми настройками системы (начиная с iOS 7).

Но также это и обработчик событий, таких как касание экрана или переворот устройства.

В отличие от Mac OS X, которая использует различные приложения и демоны-агенты для реализации компонентов интерфейса (Finder, Dashboard, LaunchPad и другие), в iOS почти все базовые возможности интерфейса пользователя, в том числе экран блокировки и «шторка», заключены в одном SpringBoard.

В отличие от других стоковых приложений iOS, которые располагаются в каталоге /Applications, SpringBoard наравне с дисплейным сервером считается частью фреймворков и располагается в каталоге /System/Library/CoreServices/.

Для выполнения многих задач он использует плагины, которые лежат в /System/Library/SpringBoardPlugins/. Кроме всего прочего, там можно найти, например, NowPlayingArtLockScreen.

lockboundle, отвечающий за отображение информации о проигрываемой композиции на экране блокировки, или IncomingCall.serviceboundle, ответственный за обработку входящего звонка.

Начиная с iOS 6 SpringBoard разделен на две части: сам рабочий стол и сервис BackBoard, ответственный за коммуникации с низкоуровневой частью ОС, работающей с оборудованием (уровень HAL).

BackBoard отвечает за обработку таких событий, как касания экрана, нажатия клавиш, получение показания акселерометра, датчика положения и датчика освещенности, а также управляет запуском, приостановкой и завершением приложений.

SpringBoard и BackBoard имеют настолько большое значение для iOS, что, если каким-либо образом их остановить, вся система застынет на месте и даже запущенное в данный момент приложение не будет реагировать на касания экрана.

Это отличает их от домашнего экрана Android, который является всего лишь стандартным приложением, которое можно остановить, заменить или вообще удалить из системы (в этом случае на экране останутся вполне рабочие кнопки навигации и строка состояния со «шторкой»).

Приложения

На самой вершине этой пирамиды находятся приложения. iOS различает встроенные (стоковые) высоко привилегированные приложения и сторонние, устанавливаемые из iTunes.

И те и другие хранятся в системе в виде бандлов, во многом похожих на те, что используются для фреймворков.

Разница заключается лишь в том, что бандл приложения включает в себя несколько иную метаинформацию, а место динамической библиотеки занимает исполняемый файл в формате Mach-O.

Стандартный каталог хранения стоковых приложений — /Applications/. В iOS он абсолютно статичный и изменяется только во время обновлений системы; пользователь получить к нему доступ не может.

Сторонние приложения, устанавливаемые из iTunes, напротив, хранятся в домашнем каталоге пользователя /var/mobile/Applications/ внутри подкаталогов, имеющих вид 4-2-2-2-4, где два и четыре — это шестнадцатеричные числа.

Это так называемый GUID — уникальный идентификатор, который однозначно идентифицирует приложение в системе и нужен в том числе для создания изолированной песочницы (sandbox).

Sandbox

В iOS песочницы используются для изолирования сервисов и приложений от системы и друг от друга. Каждое стороннее приложение и большинство системных работают в песочнице.

С технической точки зрения песочница представляет собой классический для мира UNIX chroot, усиленный системой принудительного контроля доступа TrustedBSD MAC (модуль ядра sandbox.

kext), которая отрезает приложениям не только доступ к файлам за пределами домашнего каталога, но и прямой доступ к железу и многим системным функциям ОС.

В целом заключенное в sandbox приложение ограничено в следующих возможностях:

  • Доступ к файловой системе за исключением своего собственного каталога и домашнего каталога пользователя.
  • Доступ к каталогам Media и Library внутри домашнего каталога за исключением Media/DCIM/, Media/Photos/, Library/AddressBook/, Library/Keyboard/ и Library/Preferences/.
  • Доступ к информации о других процессах (приложение «считает» себя единственным в системе).
  • Прямой доступ к железу (разрешено использовать только Cocoa API и другие фреймворки).
  • Ограничение на использование оперативной памяти (контролируется механизмом Jatsam).

Все эти ограничения соответствуют sandbox-профилю (набору ограничивающих правил) container и применяются к любому стороннему приложению. Для стоковых приложений, в свою очередь, могут применяться другие ограничения, более мягкие или жесткие.

В качестве примера можно привести почтовый клиент (профиль MobileMail), который в целом имеет такие же серьезные ограничения, как и сторонние приложения, но может получить доступ ко всему содержимому каталога Library/.

Обратная ситуация — SpringBoard, вообще не имеющий ограничений.

Внутри песочниц работают многие системные демоны, включая, например, AFC, предназначенный для работы с файловой системой устройства с ПК, но ограничивающий «область видимости» только домашним каталогом пользователя. Все доступные системные sandbox-профили располагаются в каталоге /System/Library/Sandbox/Profiles/* и представляют собой наборы правил, написанных на языке Scheme.

Кроме этого, приложения также могут включать в себя дополнительные наборы правил, называемых entitlement. По сути, это все те же профили, но вшитые прямо в бинарный файл приложения (своего рода самоограничение). Просмотреть эти правила можно, например, так:
# cat -tv /Applications/MobileSafari.

app/MobileSafari | tail -31 | more
Смысл существования всех этих ограничений двойной. Первая (и главная) задача, которую решает sandbox, — это защита от вредоносных приложений.

Вкупе с тщательной проверкой опубликованных в iTunes приложений и запретом на запуск не подписанных цифровым ключом приложений (читай: любых, полученных не из iTunes) такой подход дает прекрасный результат и позволяет iOS находиться на вершине в списке самых защищенных от вирусов ОС.

Вторая проблема — это защита системы от самой себя и пользователя. Баги могут существовать как в стоковом софте от Apple, так и в головах юзеров. Sandbox защищает от обоих.

Даже если злоумышленник найдет дыру в Safari и попытается ее эксплуатировать, он все равно останется в песочнице и не сможет навредить системе. А юзер не сможет «сломать свой любимый телефончик» и не напишет гневных отзывов в адрес Apple.

К счастью, знающие люди всегда могут сделать jailbreak и обойти защиту sandbox (собственно, в этом и есть смысл джейлбрейка).

Многозадачность

Одна из самых спорных особенностей iOS — это реализация многозадачности. Она вроде бы и есть, а с другой стороны, ее нет.

В сравнении с традиционными настольными ОС и пресловутым Android iOS не является многозадачной операционной системой в привычном смысле этого слова и не позволяет приложениям свободно работать в фоне.

Вместо этого ОС реализует API, который приложение может использовать для выполнения отдельных задач, пока оно находится в фоновом режиме.

Впервые такой API появился в iOS 4 (до этого фоновые задачи могли выполнять только стоковые приложения) и наращивался по мере развития операционной системы. Сегодня (речь идет об iOS 7) так называемый Background API позволяет делать следующее:

  • получать информацию о смене местоположения;
  • получать push-уведомления;
  • планировать отложенный вывод уведомлений;
  • запрашивать дополнительное время для завершения работы после перехода в фоновый режим;
  • обмениваться данными с подключенными к девайсу аксессуарами (в том числе Bluetooth);
  • получать и отправлять данные по сети (начиная с iOS 7).

Такие ограничения на работу в фоне необходимы в первую очередь для того, чтобы сохранить заряд батареи и избежать лагов интерфейса, так знакомых пользователям Android, где приложения могут делать в фоне все что захотят.

На самом деле Apple настолько сильно заботится о сохранении батареи, что даже реализовала специальный механизм для группировки фоновых действий приложений и их запуска в нужные моменты, например тогда, когда смартфон активно используется, подключен к Wi-Fi-сети или к зарядному устройству.

Выводы

Источник: https://xakep.ru/2014/10/08/kau-ustroena-ios/

Ссылка на основную публикацию